Какие тексты Библии утверждают, что Христос существовал всегда, т. е. не был сотверен? Или что Библия говорит о предвечности Христа?
Кажущаяся неясность в этом вопросе еще в ранней истории христианства привела к возникновению ереси арианства, и как следствие выработке Никейского символа веры, сформированного на одноименном соборе в 325-м году. При этом формулировки Никейского символа веры (а позже и Никео-Цареградского) не внесли существенной ясности для современных христиан. Утверждение о природе Христа там звучит следующим образом:
«И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого…»
Вот именно слово «рожденного» и смущает многих. Мол рожденного, говорят люди, значит такого, которого когда-то не было.
К.С. Льюис объясняет это утверждение символа веры следующим образом:
«»Прежде всех веков Христос был рожден, а не сотворен». Что это значит?
Родить — значит стать отцом. Сотворить — значит сделать. Разница между этими двумя понятиями в следующем: рожденное от вас обладает той же природой, что и вы. От человека рождаются человеческие дети, от бобра бобрята, птица кладет яйца, из которых вылупляются птенцы. Но когда вы делаете что-то, то создаете нечто отличное от вас самих по природе. Птица вьет гнездо, бобер строит плотину, человек делает радиоприемник или может сотворить что-то более похожее на него, чем приемник, например статую. Если он достаточно искусный скульптор, то может создать статую, очень похожую на человека. И все-таки неживая статуя никогда не будет человеком, поскольку не может ни дышать, ни думать; она лишь походит на него.»
Хорошее объяснение, с хорошими примерами. Но давайте посмотрим, что же сама Библия говорит на этот счет?
Предсуществование Христа
Первое на что стоит обратить внимание, что в Библии есть целый ряд прямых и однозначных утверждений, что Христос существовал прежде другого творения. Как например:
-
Иоанн Креститель говорит о Христе, который «был прежде» (Иоан.1:15);
-
слова самого Христа:
-
Он был прославлен у Отца «прежде бытия мира» (Иоан.17:5,24);
-
Он был «прежде нежели был Авраам» (Ин. 8:58);
-
Павел говорит, что Христос «рожденный прежде всякой твари» (Кол.1:15);
-
Божественность Христа
Второе, что поможет нам увидеть предвечность Христа — сопоставление природы Христа с божественной природой. Ведь, если Христос по природе является Богом, то Он обладает и характеристиками, присущими Богу, в т.ч. и предвечностью.
О том, что Христос всецело обладает природой Бога и являет ее говорят некоторые тексты:
-
Христос отражает природу Бога:
-
«Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр.1:3);
- «Который есть образ Бога невидимого» (Кол.1:15);
-
-
Христос является Богом:
-
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. … И Слово стало плотию» (Ин. 1:1,14)
-
Отличие Творца от творения
Этот пункт является ключевым для понимания природы второй личности Троицы. Библия в ряде текстов однозначно говорит, о том, что Христос не является творением, а напротив является причиной всего, т. е. Творцом. Чтобы убедиться в этом достаточно внимательно рассмотреть два текста Писания.
Первый текст — слова Иоанна:
«Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Иоан.1:3).
Этот текст передает несколько утверждений:
-
Христос является причиной существования всего;
-
ничто не произошло без участия Христа;
-
абсолютно всё, что имеет начало (т. е. не предвечно), появилось благодаря Иисусу Христу.
Последнее утверждение ставит Христа выше всего сотворенного
Второй текст — слова Павла:
«ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». (Кол.1:16,17)
Апостол Павел делает похожие на Иоановы утверждения:
-
Все, что было когда-либо создано, как из духовного мира, так и из мира материального — создано Христом;
-
Христос был прежде того, как было сотворено что-либо, т. е. до того, как Бог вообще начал творческую деятельность.
Собственно Предвечность Христа
Пророчество Михея о приходе спасителя:
— «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных». (Мих.5:2)
Итак мы видим, что библейские авторы были уверены в том, что Иисус Христос, будучи Богом обладает всеми без исключения божественными характеристиками, в т.ч. и предвечностью.
Чем опасно отрицание предвечности Христа?
Приведет к:
- отрицанию существования Троицы;
- отрицанию божественности Иисуса Христа;
- разрушению основ спасения, которое Христос смог совершить будучи Святым Богом.