Когда Библия перестает быть Словом Божьим?

Довольно часто можно встретить христиан, которые относятся к Библии достаточно настороженно. Не то, чтобы они совсем ей не доверяли, но зачастую это доверие сильно ограничено. Мало кто может подвергнуть сомнению какие-нибудь глобальные библейские принципы, такие как существование и владычество Бога, рождение Христа, основание Церкви, 10 заповедей (последние даже большинством неверующих людей признаются некоторым стандартом морали), но когда речь заходит о менее глобальных вопросах, но таких которыми наполнена вся наша практическая жизнь, то тогда множество христиан делают выбор в пользу мнений людей, собственных желаний, собственной или чужой опытности, вопреки библейскому исследованию.

Почему и как любить жену? Для чего уважать мужа? До какого момента быть послушным родителям? Какого рода заботу оказывать детям? Что ценить в отношения с друзьями? Есть ли высокое предназначение в том, что я хожу на работу? Каково мое место в церкви? Как заботиться о своем сердце? Кто для меня Бог? Это лишь малый перечень вопросов, с которыми мы сталкиваемся каждый день. Нам нужны ответы!

И церковь пытается отвечать. Не всегда слажено, не всегда уверенно, может быть не достаточно громогласно, но ведь пытается! С церковных кафедр звучит проповедь, цитируются библейские тексты. Так или иначе и служители церквей и простые верующие надеются на силу Божьего Слова. Но далеко не каждая проповедь, далеко не каждый час душепопечительской беседы несет в себе эту силу, даже если при этом цитируются библейские тексты. Почему так происходит? Почему не каждая проповедь из Библии является провозглашением Божьего Слова?

На мой взгляд, существует несколько довольно распространенных причин, из-за которых Библия перестает быть Словом Бога.


 

  1. Использование библейских текстов вне ближайшего контекста

Каждая отдельно взятая книга Библии представляет из себя цельное произведение. У вдохновленного Духом Святым автора были причины, почему он написал текст, который мы сейчас держим в руках, как собрание глав и стихов. Мы различаем разные жанры библейских текстов, они не были написаны монотонно или однообразно. И каждая отдельно взятая книга находится в библейском каноне неспроста. Ее действенность подтверждена временем и жизнями праведников, и закреплена печатью богодухновенности. Каждая книга как ветхого так и нового завета имеет свою повествовательную линию, для подтверждения которой авторы могли использовать разные литературные приемы — повторения, противопоставления, цитирование других текстов для подтверждения своих слов, разные логические конструкции, язык образов, символизм. Есть как книги, написанные одним автором, так и сборники трудов разных соавторов.

Для написания библейских текстов использовался язык примерно так, как мы его используем сегодня. Мы не используем речь для передачи несвязных словосочетаний и бессмысленных наборов слов. Мы умеем искусно пользоваться этим инструментом, мы приводим примеры из жизни, для утверждения своей идеи, мы используем сравнения, задаем вопросы, делаем выводы, и очень обижаемся, когда кто-то перекручивает слова, сказанные нами, или вырывает лишь отдельные части из сказанного, для того, чтобы придать нашей мысли другое значение. «Я не об этом говорил!» — обидчиво останавливаем мы собеседника, если нам кажется, что сказанное нами, было понятно неправильно.

Таким же образом мы должны воспринимать и библейские тексты. Это не просто набор отдельно взятых фраз или мудрых высказываний, которые мы можем использовать на свое усмотрение. Открывая Библию, цитируя стих или набор стихов, используем ли мы их без отрыва от контекста главы или книги? Понимаем ли мы для чего автор написал этот стих, что он хотел достичь этим? Если мы используем фрагмент библейского текста, не согласовав его с предшествующими и последующими стихами, то скорее всего мы используем его не так, как было задумано земным автором и вдохновившем его Духом Святым. И хотя такое цитирование и будет формально опираться на авторитет Библии, но навряд ли будет иметь силу молота, способного разбить скалу1 наших сердец.

 

  1. Использование библейских текстов без согласования с широким контекстом

Библия — удивительная, уникальная книга. В ее написании принимали участие более 40 авторов, живущих в разное время. Но не число авторов делает ее уникальной, а то, что эти авторы, которые были очень разными по происхождению, по статусу, по обстоятельствам жизни, написали труд невероятно согласованный и гармоничный. Труд, на составление которого ушло более полутора тысяч лет являет собой пример Божественного порядка и устройства. 66 книг Библии не противоречат друг другу, более того, они утверждают авторитет и правдивость каждой из них. И, самое главное, их объединяет общая тема — тема верховенства Бога и Его план искупления грешников.

Мы должны отчетливо понимать, что является тем самым главным, что Бог хотел донести до человека. Самое главное Божие должно стать самым ценным для нас.

На какой бы текст мы не проповедовали, какая бы библейская книга не была объектом нашего изучения — Бог в наших сердцах должен возвеличиваться, а понимание ценности жертвы Христа становится все более убежденным и глубоким. Люди прежде всего нуждаются в Боге. Великом Боге, Боге-Царе, Боге-Творце, Боге-Спасителе, Боге-Отце, и не во многих богах, а в едином истинном Боге. Сердца нуждаются в том, чтобы быть послушными. Не слова о житейском успехе, бытовом благополучии, высоком уровне морали должны наполнять наше сердце и наши уста, а славословие нашего Господа, провозглашение Его превосходств. Божье Царство должно расширяться на все сферы нашей жизни, формируя и изменяя мысли и поступки.

Если мы открываем Библию, без готовности подчинять свое сердце, свои мысли, свои тела Царю царей, если библейские тексты учат нас чему угодно, но только не тому, чтобы мы понимали нашу окончательную зависимость от Бога, то мы используем Библию неправильно, не так, как было задумано самим Богом.

 

  1. Аллегорический подход к толкованию текстов

Еще один ошибочный подход к использованию библейских текстов, который не просто лишает Библию силы Божьего Слова, но напрямую высмеивает ее саму и ее Автора. Делает Бога маленьким, слабым и бесхребетным. Суть этого подхода заключается в том, что к достаточно ясным и однозначным библейским текстам начинают относиться как к неким образам, разъяснение которых находится не в библейской плоскости, а в плоскости воображения или фантазии проповедующего. По какой-то причине люди, поступающие так, решили, что у них есть полномочия придавать словам Бога новый смысл. О, что может быть еще невежественнее? Кто внушил таким проповедникам и таким учителям эту губительную идею? Почему им кажется, что Бога устраивает такое положение вещей? Что заставило их мощное Божье Слово, которое крепче стали, воспринимать как пластилин, из которого они лепят фигурки своих фантазий?

Ни у одного учителя, ни у одного евангелиста, ни у одного пастыря нет полномочий влагать в уста Бога свои мысли, а Его словам придавать новый смысл. Даже к тем текстам, которые по своему литературному стилю предполагают использовать их, как образы или иллюстрации, мы должны относиться очень осторожно, прилагая множество усилий для их изучения, сверяя наше понимание с библейским контекстом.

 

  1. Использование библейских текстов с небиблейскими мотивами

Формируя Свое Откровение людям, Господь пожелал посредством него явить Себя им и вернуть Себе их. Ключевым пунктом Писаний является намерение Бога восстановить отношения с избранными для Своей славы и их святости.

Когда мы используем библейские тексты в проповеди, в личных беседах, изучая Библию в семье, какие мотивы движут нами? Не пытаемся ли мы поставить на место неугодных членов церкви, расставляя соответствующие акценты в проповеди; не используем ли мы Библию для манипуляции нашими близкими, постоянно указывая детям и жене на важность их послушания? Да, Библия учит и об отношениях в семье, и о принципах жизни поместной церкви, и мы не имеем права избегать эти тексты, но должны разъяснять их восстанавливая не свой авторитет, укрепляя не свои позиции, а для утверждения владычества Бога в наших жизнях. Каждый раз, когда мы используем библейские тексты для наставления других, мы должны делать это «со всяким смиренномудрием и кротостью»2, «почитая один другого высшим себя»3.

 

  1. Когда Текст используется для утверждения идеи, а не идея для разъяснения Текста

Предполагаю, что этот пункт может вызвать некоторое смущение в сердцах многих из тех, кто служит проповедью Слова. Но подобное неправильное отношение к Библии настолько распространено, что перестало считаться чем-то ненормальным, более того проповедь идеи а не текста завоевала позиции некого стандарта проповеди. Такая проповедь может много опираться на библейские тексты, такая проповедь может выглядеть достаточно систематической, но такая проповедь может нести в себе ряд опасностей. И ключевая опасность заключается в том, что инициатором откровения выступает человек. Человек генерирует идею, исходя из ее актуальности, важности, и для утверждения этой идеи использует авторитет Божьего Слова. Я не выступаю против самого принципа тематической проповеди, ведь такая проповедь может быть библейски сбалансированной. Но когда мы раз за разом используем Библию для того, чтобы отвечать на какие-либо актуальные или важные вопросы, мы воспитываем в христианах потребительское отношение к Слову, когда Слово используется как инструмент для достижения наших целей.

Мы должны воспитывать учеников, взращивать Божьих слуг. Мы должны утверждать авторитет Слова и стимулировать жажду по нему. Я глубоко убежден, что первостепенным качеством служителя Слова является не умение широко использовать библейские тексты, не опытность в применении их к практическим аспектам жизни, а трепетное желание передавать Божье Слово в его первоначальном виде; проповедовать со страхом, боясь исказить богодухновенный смысл. Я вижу много ценности в проповеди стиха за стихом, через такую проповедь наши сердца растут в покорности, прилепляясь к Божьему Слову, а не к личности или умениям проповедующего.

 

  1. Когда чтение Библии воспринимается просто как один из атрибутов христианской жизни

Современное христианство вне зависимости от деноминации сформировало свою уникальную культуру с характеризующими ее атрибутами. Эти атрибуты становясь традициями, считаются неотъемлемой составляющей жизни культуры. Новые люди, которые только примыкают к этому обществу принимают традиции, не задумываясь об их истоках. Они просто знают, что «так надо». В наших евангельских церквях, как я заметил, чтение Библии на разных церковных мероприятиях стало таким атрибутом христианства. Например, поехала часть церкви на отдых на природу, надо обязательно проповедь из Библии на 5-10 минут. Или же собрались на день рождения у кого-то дома, христиане как-никак, как же без Библии. Нет наставления, нет изучения, цель вообще не та, но с Библией же! А ведь как было бы ценно, если бы кто-то из служителей, вместо библейского формализма в неформальной обстановке, использовал время, для того, чтобы пол часа поговорить, помолиться, почитать с кем-то наедине, узнать что в сердце. Это было бы назиданием, это бы взростило ученика.

Мы – служители Слова, должны переживать, чтобы не воспитать формальное отношение к Библии. Мы сами должны трепетать перед авторитетом этого Откровения, и это трепетное отношение должно быть очевидным для людей, которым служим. Мы должно воспитывать себя в страхе Божьем, покоряясь Слову, укрепляя свою зависимость от него. Мы — ученики, которые внимаем словам Учителя. Не исправляем эти слова, не придаем им другой смысл, не прислушиваемся к ним выборочно, а внимаем каждому слову и дорожим каждым словом, как драгоценным подарком от Бога.

«Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность, слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого». (Тит.2:7,8)

——-
1 Иер.23:29
2 Еф.4:2
3 Фил.2:3

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.