В настоящее время всё больше библейских критиков, называющих себя христианскими богословами, выдвигают массу теорий о том что большинство новозаветных книг, авторство которых традиционно причисляется апостолам, ученикам Христа, и ученикам учеников Христа, были написаны не в первом веке, как считает ортодоксальная церковь, а намного позже — во второй половине второго века, а значит и настоящими авторами являются люди, которые лишь хотели выдать себя за апостолов. Таким образом Новый Завет перестает быть частью богодухновенного слова, а является масштабной фальсификацией.
Но если обратиться к свидетельству самих библейских авторов, а так же первых отцов Церкви, можем ли мы прийти к таким выводам?
Ниже небольшой обзор новозаветных книг с примерными датами их написания.
Книга | Автор | Дата написания | Комментарий |
Ев. от Матфея | Матфей | 50-70 гг. | Достаточно очевидно из самого текста книги, что она была написана до разрушения храма, т. к. практика жертвоприношений описывается как еще действующая на тот момент. Об авторстве нет прямых ссылок в самом тексте, но есть множественные исторические свидетельства (например, Евсевий ссылается на Папия утверждая, что Матфеем было написано некоторое повествование; о евангелии от Матфея упоминают Ириней и Иероним; цитировал ев. от Матфея и Игнатий Антиохийский) |
Ев. от Марка | Марк | 50-70 гг. | Как и другие Евангелия, Ев. От Марка не имеет подписи автора. Папий около 140 г. писал о Евангелии от Марка, что оно было написано со слов Петра. |
Ев. от Луки | Лука | 60-61 гг. | Т. к. события связанные с разрушением Иерусалима упоминаются в Евангелии как события будущего, то скорее всего написано оно было до указанных событий. Так же очевидно из приветствий Евангелия от Луки и книги Деяний, что Евангелие было написано до написания Деяний. |
Ев. от Иоанна | Иоанн | 80-90 гг. | Авторство Иоанна единогласно признается отцами церкви, в том числе и Поликарпом, учеником Иоанна. Отцы же указывают и на примерное время написания Евангелия. Судя по всему оно было написано в конце жизни Иоанна и после написания других Евангелий. |
Деяния | Лука | 60-61 гг. | Судя по всему книга Деяний была написана непосредственно после Евангелия от Луки. Помимо этого в ней ничего не говорится о казни апостолов Петра и Павла, из чего мы можем сделать вывод о том, что Лука написал книгу до смерти апостолов. |
Послание Иакова | Иаков | 44-49 гг. | Имя автора указывается в самом начале книги, другой вопрос в том, какой именно Иаков написал это послание. Вероятнее всего это был Иаков, брат Христа и брат Иуды, написавшего одноименное послание. Иаков председательствовал на соборе в Иерусалиме, о котором идет речь в 15-ой главе Деяний, и вероятнее всего должен был бы упомянуть об этом событии, если бы писал послание после него. Но из-за отсутствия любых упоминаний, можем сделать осторожный вывод о том, что Иаков написал послание до собора в Иерусалиме. |
1-е послание Петра | Петр | 64-65 гг. | Авторство Петра прямо указывается в начале обоих посланий. Что касается датировки то однозначно можно сделать лишь один вывод, послание было написано до казни Петра. Более точное время можно лишь предположить — это время приближенное к времени начала гонений христиан императором Нероном. |
2-е послание Петра | Петр | 66-67 гг. | В самом послании (1:14) говорится о приближающейся смерти Петра, поэтому можем сделать вывод и о дате написания послания. |
1-е послание Иоанна | Иоанн | 90-95 гг. | Все три послания не подписаны, но ранняя Церковь указывает на авторство Иоанна. Сами же послания говорят о том, что Иоанн писал их в старости. |
2-е послание Иоанна | Иоанн | 90-95 гг. | |
3-е послание Иоанна | Иоанн | 90-95 гг. | |
Послание Иуды | Иуда | 68-70 гг. | В начале самой книги достаточно прямо говорится о авторстве. А с определением даты написания не так всё просто. Если в самой книге нет отсылок к событиям, которые помогли бы нам с определением даты написания, то всё что мы можем сделать — это предполагать. Первая церковь сталкивалась с очень непростыми обстоятельствами, некоторые из которых сильно влияли на ее жизнь, и авторы новозаветных текстов, которые прошли через эти обстоятельства, скорее всего бы упомянули о них в своих книгах. Если же упоминания нет, то самое первое предположение, которые мы могли бы сделать — это то, что книга (послание, евангелие) было написано до указанного события. Одним из таких непростых событий для жизни первой церкви было гонение на христиан после пожара в Риме. В послании Иуды нет упоминания об этих гонений на христиан, поэтому, скорее всего, послание было написан до 70-го года. |
Послание к Римлянам | Павел | 56-57 гг. | В последней главе послания Павел передает приветствия от верующих, которые по всей видимости находятся рядом с ним. Имена этих христиан ассоциируются с церковью в Коринфе, что говорит о том, что Павел писал послание находясь в этом городе, незадолго перед возвращением в Иерусалим (Рим.15:25). Павел дважды был в Коринфе и оба раза незамедлил вернуться в Иерусалим, но именно во время третьего путешествия он вез в Иерусалим деньги собранные христианами. |
1-е послание Коринфянам | Павел | Начало 55 г. | Первое послание написано в начале третьего путешествия Павла, в городе Ефес, в котором он пробыл до двух лет. Вскоре после этого Павел отправился в Коринф через города Македонии (19-20 главы книги Деяний), когда и было написано второе послание. |
2-е послание Коринфянам | Павел | Конец 55 г. начало 56 г. | |
Послание к Галатам | Павел | 49-56 гг. | По самому посланию трудно определить дату написания, хотя некоторые события в нем упоминаются. Одним из таких событий является собор в Иерусалиме. И судя по всему послание написано после этого собора, и до казни Павла. Так же Павел не упоминает о своем заключении (как это есть в более поздних посланиях), поэтому послание было написано ранее. |
Послание к Ефесянам | Павел | 60-62 гг. | А вот в послании Ефесской церкви как раз-таки есть упоминание о тяжелых обстоятельствах, в которых оказался Павел во время первого римского заключения (6:21). Вместе с письмом Ефесской церкви Павел отправляет через своего сотрудника Тихика письмо всей Колосской церкви и отдельному верующему из Колосс — Филимону (сравните заключительные части посланий Еф.6:21-22, Кол.4:7-9, в последнем есть упоминание об Онисиме, которого должен был принять Филимон) |
Послание к Филипийцам | Павел | 61-62 гг. | Послание Филипийцам было написано во время этого же заключения, но в данном случае Павел ожидает скорейшего решения его вопроса (Флп.2:23-24). Это письмо было отправлено через другого сотрудника — Епафродита (Флп.4:18, 2:25) |
Послание к Колоссянам | Павел | 60-62 гг. | См. комментарий к посл. Ефесянам. |
1-е послание Фессалоникийцам | Павел | 51 г. | В третьей главе Павел довольно подробно описывает события, предшествовавшие написанию послания. И поэтому определить дату написания не составляет труда. |
2-е послание Фессалоникийцам | Павел | 51-52 гг. | Второе послание было написано незадолго после первого. Не трудно заметить, что оба послания подписаны Павлом, Силой и Тимофеем (ср. 1Фес.1:1 и 2Фес.1:1), скорее всего это было во время их совместного пребывания в Коринфе (Деяния 18:5). |
1-е послание Тимофею | Павел | 62-64 гг. | В самом послании говорится, что Павел направляясь в Македонию покинул Ефес, оставив там Тимофея (1:3). Когда именно это произошло трудно сказать. Так трудно предположить сколько времени прошло от описанных событий и до появления первого послания Тимофея. Консервативные богословы склоняются к тому, что послание было написано Павлом после домашнего заключения в Риме (этим заканчивается книга Деяний). Еще одну возможность восстановить датировку этой книги нам дает цитата из Евангелия от Луки в 1Тим.5:18, следовательно послание было написано после Евангелия от Луки (возможно, что Лука писал свое Евангелие в присутствии Павла, поэтому текст Евангелия так скоро стал известен Павлу). |
2-е послание Тимофею | Павел | 66-78 гг. | Второе послание по своему стилю напоминает завещание (4:7-8). В послании описаны тяжелые обстоятельства, в следствии которых некоторые верные сотрудники оставили Павла (4:10). Тимофея Павел просит привезти книги и одежду (4:13) — всё говорит о том, что послание написано из тюрьмы. |
Послание к Титу | Павел | 62-64 гг. | В конце послания упоминаются планы Павла (3:12), которые не были реализованы во времена Деяний, а значит послание было написано после первого заключения в Риме. |
Послание к Филимону | Павел | 60-62 гг. | См. комментарий к посл. Ефесянам. |
Послание к Евреям | 67-69 гг. | В послании много говорится о служении священников и о сути жертвоприношений в настоящем времени, что позволяет нам сделать вывод о времени написания послания до разрушения Иерусалима и храма. В самом послании упоминается заключение Тимофея (15:23), о котором мы не находим упоминаний в книге Деяний и посланиях Павла, поэтому: 1. возможно, что послание написано после казни Павла; 2. авторство послания скорее всего не может принадлежать апостолу Павлу. |
|
Откровение | Иоанн | 95 г. | В начале послания упоминаются тяжелые обстоятельства, в которых находилась церковь того времени (1:9, 2:9-13), о себе Иоанн говорит, что он находится в заключении на острове Патмос (1:9). Один из первых отцов церкви Ириней Лионский пишет об Откровении, что оно появилось «в конце правления Домициана», это объясняет гонения на христиан, о которых упоминает Иоанн. |
Как видим, даже при беглом обзоре новозаветных книг, становится очевидным апостольское авторство многих из них, и безоговорочная авторитетность всех остальных.
Так же вы можете ознакомиться с обзорной таблицей времени служения ветхозаветных пророков.