Проповедь: «Евангелие, которое поражает воображение.» + конспект

Сегодня мы проведем время над изучением небольшого текста из Евангелия от Иоанна. Это Евангелие сильно отличается от трех остальных Евангелий, которые называются синоптическими, что с греческого «συνοπτικός» переводится как «наблюдающие вместе». Проще говоря Евангелия от Матфея, Марка и Луки имеют много общего по структуре и содержанию. Евангелие же от Иоанна, достаточно серьезно отличается по стилю и содержанию. Но сегодня мы обратим внимание на него не поэтому.

Иоанн через написание этой книги преследовал две основных цели:
1. евангелизационную; (передача основ спасения)

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
(Иоан.20:31)

12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
(Иоан.1:12)

16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
(Иоан.3:16)

2. апологетическую. (защита основных догматов христианской веры, а именно:
— Христос — Бог;
— Христос — Мессия;
— Христос — Человек.

41 Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию, что значит: Христос;
(Иоан.1:41)

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

(Иоан.4:25,26)

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.
(Иоан.8:58)

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
(Иоан.20:31)

Здесь также есть 7 выразительных утверждений «Я ЕСМЬ», которые определяют Иисуса как Бога и Мессию (6:35; 8:12; 10:7, 9, 11, 14; 11:25; 14:6; 15:1, 5).

Мы прочитаем 18 первых стихов этой книги. Почему именно их? Потому что это основа и стержень нашей христианской жизни.
Слова Иоанна записанные в этом Евангелии были обращены к слушателям того времени, которые:
— были увлечены философией той эпохи;
— использовали веру (религию) для утверждения себя;
— не боялись Бога и плохо знали Его;
— те же, которые изучали закон Божий применяли его слишком поверхностно, так, что закон оказывался бессильным;
— центром своей религиозности делали человека а не Бога;
— искажали образ Бога и Его волю до неузнаваемости.

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.
16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,
17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа.
18 Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

(Иоан.1:1-18)

Для того, чтобы мы могли стих за стихом пройти по этому тексту, нам надо вначале немного забежать вперед, чтобы понять общий контекст. О ком говорит этот текст?

Стихи 13 и 14 явно указывают, что центральной фигурой этого текста является Иисус Христос.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами ….
15 Иоанн свидетельствует о Нем ….

(Иоан.1:14-15)

 

1. Весть об Иисусе Христе как Боге

1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.

(Иоан.1:1-2)

С греческих слов «’Εν αρχη̣», т. е. «в начале», начинается евангелие от Иоанна. Эти слова для евреев были очень знакомы, они были некоторым маркером, указывающем на очень знакомую многим тему. Именно с этих слов начиналась книга, которая была священной для многих иудеев. Эта книга — Тора, мы же ее знаем как Пятикнижие Моисея. Многие иудеи того времени, оказавшиеся под влиянием греческой культуры и греческого языка часто использовали переведенный с еврейского текст Торы, который назывался Септаугинтой. И именно переведенная на греческий язык Тора начиналась со слов «’Εν αρχη̣». Для рядового читателя того времени одних этих слов было достаточно, для того чтобы сразу сориентироваться о чем будет идти речь дальше.
Как нас с вами слова «жили-были» переносят в мир сказки, так и слова «’Εν αρχη̣», т. е. «в начале», переносили иудея к повествованию о Боге, творившем мир.
Начиная свою книгу с этих слов, Иоанн как бы говорил читателям: «послушайте, о Боге, которого вы знаете, и которому поклоняетесь я хочу рассказать вам больше». Это не новое божество, это не какая-та новая философия. Это весть о Боге Моисея и Авраама.

Переходя к третьему стиху давайте сделаем еще одно важно наблюдение.

Стихи 1 и 2 говорят о ком-то безначальном, в то же время, как в 3 стихе идет речь о том, что имеет начало.

3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
(Иоан.1:14-15)

Проще говоря, всё, что имеет начало «что начало быть» появилось благодаря Иисусу Христу, который, следовательно, начала не имеет.
Этот стих указывает на важный божественный атрибут личности Иисуса Христа — предвечность. Не просто вечность, которой например располагает наша душа, а предвечность, т. е. безначальность.
Противники божественности Иисуса Христа, ставят Его предвечность под сомнение, утверждая, что Христос был частью творения, но этот стих разбивает такие представления в пух и прах.

Итак:
1. Иисус одна из личностей Троицы «Слово было у Бога»
2. Иисус явившийся во плоти есть Бог «Слово было Бог»;
3. Он есть предвечный (несотворенный);
4. Он автор и причина творения.

Эти 3 стиха должны были смутить иудеев. Неужели этот учитель из Назарета является Богом, которому мы поклоняемся? Богом которому в храме приносили жертву (скорее всего Евангелие было написано после разрушения храма)? Богом, который является автором закона по которому мы живем?

Эти 3 стиха ставили читателя перед выбором:
— отвергнуть и не признать;
— или принять и сокрушиться.

Это поразительно:
Мы знаем Того, кто является причиной всего. Ничто не произошло и не происходит само по себе, и не является следствием слепого случая. Христос — причина мироздания.

 

2. Весть об Иисусе как источнике жизни и истины.

4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

(Иоан.1:4-5)

Христос является не только причиной жизни всего живого, но так же и источником вечной жизни. Это неоднократно подчеркивается на страницах Евангелия от Иоанна

14 И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому,
15 дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
16 Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.

(Иоан.3:14-16)

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

(Иоан.17:3)

Христос так же является и светом. Свет – это то, что освещает путь в темноте. В Библии под светом чаще всего подразумевается Истина Божьего Слова. И мысль о том, что Иисус Христос является источником истины многократно отражена на страницах Нового Завета. Стоит отметь, что и о верующих людях говорится, что они – «свет».

14 Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
(Матф.5:14)

Но стоит различать наш свет и свет Христа.

6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

(Иоан.1:6-9)

Люди могут излучать свет, но не могут быть источником света. Подобно Луне, которая освещает ночью землю, но не является источником света, а лишь отражает свет Солнца. Так и мы не являемся носителями и генераторами истины в самих себе, но мы светим передавая истину божью.

Итак, Иисус Христос — есть истина и жизнь (Иоан. 14:6). И эта часть Евангелия так же поражает. Мы не хозяева и тем более не творцы жизни! Мы не генерируем истину, и не можем отрицать ее существование!

 

3. Весть об Иисусе дарующем нам право на усыновление Богом.

10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

(Иоан.1:10-13)

Существует одно единственное условие для того, чтобы быть принятыми Богом — вера в Иисуса Христа. Нет других условий, нет никакой платы за усыновление. Нет ничего того, что мы бы могли предложить Богу.

Мы должны отличаться от тех «своих», которые его не приняли. Эти «свои» были достаточно религиозны, старались исполнять закон, но не признали в человеке Иисусе Христе Бога и мессию.

 

4. Весть о Боге, дарующем благодать и истину

Представьте себе такую ситуацию. Заходите вы в Макдональдс, к примеру, тут на Ленинградской площади (вернее уже на Дарницкой). Он достаточно небольшой, там тесновато, много людей. А рядом даже негде припарковать машину. Вы заказываете себе любимое меню, находите свободный столик, и усевшись за него начинаете кушать свой чизбургер. И тут вы обнаруживаете, что за соседним столиком запивая Кока-Коллой картошку фри кушает президент. Вы не можете поверить своим глазам. Вы прокручиваете в памяти момент входа в здание Макдональдса, вроде бы там не было вооруженной охраны, не стояли рамки металлоискателей. Ваш мозг начинает судорожно искать объяснение увиденному. Быть может это просто похожий человек? Или брат-близнец? А может это просто какое-то шоу где реакцию людей снимают на скрытую камеру? В общем такая ситуация попросту не укладывается у вас в голове. Это то, что выходит за рамки вашего представления о реальности.
Это гипотетическая ситуация лишь в малой мере описывает степень смятения, которое могли испытать читатели первой главы Евангелия от Иоанна. В представлении обычного жителя первого века, воспитанного философией того времени, существовали явления и характеристики, которые существовали одновременно, но не могли соприкасаться друг с другом.
Например, существовало представление о том, что за всем мирозданием стоит некий рациональный закон или божественная мудрость. Это сфера называлась по-гречески «λόγος». Существовала и другая сфера, которая называлась по-гречески «σαρξ» – это земное, сфера человеческих решений и эмоций, человеческой истории и греховности. Две этих плоскости «λόγος» и «σαρξ», с точки зрения философии того времени не могли пересекаться.
Знаком с таким представлением о мире был и апостол Иоанн, поэтому он хорошо осознавал, что следующие его слова будут чем-то сенсационным, а может быть даже скандальным.

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
(Иоан.1:14)

Но вся проблема в том, что мы будучи верующими людьми, в практике нашей жизни всё так же мало соглашаемся с непосредственным присутствием Бога среди нас и постоянным участием в нашей жизни. Да, среди нас нет Христа во плоти, но Он сам сказал, что пошлет (и уже послал) лУчшего Утешителя.

Когда мы проходим через трудности, мы должны помнить, что Бог не далек, не замечтался, не забыл. Что ему есть дело до того, что происходит в нашей жизни. Более того, всё что происходит с нами напрямую инициировано Им. К тому же Он не просто формирует действительность, Он и помогает благочестиво жить в ней.

1. Весть об Иисусе Христе как Боге
2. Весть об Иисусе как источнике жизни и истины.
3. Весть об Иисусе дарующем нам право на усыновление Богом.
4. Весть о Боге, дарующем благодать и истину

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.