Долготерпение.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:16-23)
Прежде чем перейдем к обсуждению сегодняшней темы, стоит обратить внимание на одну важную деталь из этого текста. Эта деталь — это одно маленькое слово вначале 22-го стиха — «же».
Это маленькое, но очень важное слово, которое разделяет две части прочитанного нами текста. Первая часть которая описывает жизнь по плоти, вторая — жизнь по духу.
Это слово в разных случаях может иметь разное значение, и его значение определяется контекстом. Иногда оно может указывать на противопоставление, иногда на дополнение.
В данном случае это слово используется для противопоставления, давайте посмотрим, как контекст указывает на это.
В 16-м стихе показано как духовная жизнь должна замещать плотскую.
В 17-м стихе указано, что плотская природа противится (противопоставляется) жизни духовной.
Поэтому и «же» из 22-го стиха используется тут для противопоставления.
Какой для себя мы должны сделать из этого вывод?
Жизнь христианина это не жизнь усовершенствованого грешника. Христианская жизнь — это не дополнение ко всему, что вы имеете. Духовная сущность должна заменять в вас плотскую!
Нам важно понимать, что нам приходится вести войну на два фронта. С одной стороны мы дожны бороться с грехом вокруг нас и в нас, с другой — стремиться возрастать духовно.
Об этой борьбе писал Иаков.
1 Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
2 Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
3 Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4 Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
6 Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
7 Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас.
(Иак.4:1-7)
Протовистояние дьяволу вытекает из покорности Богу.
Итак, духовная жизнь, это жизнь борьбы. Это жизнь, когда нам необходимо прилагать усилия. Это жизнь, когда мы будем проходить через трудности. Но это жизнь контролируемая, охраняемая и поддерживаемая Богом.
А. Долготерпение Бога
5 И сошел Господь в облаке, и остановился там близ него, и провозгласил имя Иеговы.
6 И прошел Господь пред лицем его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный,
7 сохраняющий милость в тысячи [родов], прощающий вину и преступление и грех, но не оставляющий без наказания, наказывающий вину отцов в детях и в детях детей до третьего и четвертого рода.
8 Моисей тотчас пал на землю и поклонился [Богу]
(Исх.34:5-8)
Для Бога было крайне важно, чтобы Моисей понял и запомнил эти Его характеристики.
В одной известной ситуации, когда 12 соглядатаев вернулись из Ханаанской земли, и увиденное ими вызвало большой ропот среди народа, Бог предупредил, что может сурово наказать народ. Через эту ситуацию Бог ожидал, что внимание Моисея и всего народа будет сново прикованно к Нему. Бог ожидал верного поклонения себе.
11 И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его?
12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его.
13 Но Моисей сказал Господу: услышат Египтяне, из среды которых Ты силою Твоею вывел народ сей,
14 и скажут жителям земли сей, которые слышали, что Ты, Господь, находишься среди народа сего, и что Ты, Господь, даешь им видеть Себя лицем к лицу, и облако Твое стоит над ними, и Ты идешь пред ними днем в столпе облачном, а ночью в столпе огненном;
15 и если Ты истребишь народ сей, как одного человека, то народы, которые слышали славу Твою, скажут:
16 Господь не мог ввести народ сей в землю, которую Он с клятвою обещал ему, а потому и погубил его в пустыне.
17 Итак да возвеличится сила Господня, как Ты сказал, говоря:
18 Господь долготерпелив и многомилостив, прощающий беззакония и преступления, и не оставляющий без наказания, но наказывающий беззаконие отцов в детях до третьего и четвертого рода.
(Чис.14:11-18)
Как в этой ситуации так и в разные времена, праведники обнаруживали, что они живут, совершают свой труд, реализуют планы, не благодаря своим заслугам, а из-за непревзайденных качеств Бога.
Так например в еще один исторический момент жизни избранного народа, когда они возвращались из вавилонского плена, и должны были заново отстраивать Иерусалим, было важно иметь верный взгляд на себя и на Бога. Поэтому во главе народа в тот момент были два праведника — Ездра (был религиозным лидером) и Неемия (имел политическую власть).
В книге Неемии записано важнейшее исповедание.
6 Ты, Господи, един, Ты создал небо, небеса небес и все воинство их, землю и все, что на ней, моря и все, что в них, и Ты живишь все сие, и небесные воинства Тебе поклоняются.
7 Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама,
8 и нашел сердце его верным пред Тобою, и заключил с ним завет, чтобы дать семени его землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Иевусеев и Гергесеев. И Ты исполнил слово Свое, потому что Ты праведен.
9 Ты увидел бедствие отцов наших в Египте и услышал вопль их у Чермного моря,
10 и явил знамения и чудеса над фараоном и над всеми рабами его, и над всем народом земли его, так как Ты знал, что они надменно поступали с ними, и сделал Ты Себе имя до сего дня.
11 Ты рассек пред ними море, и они среди моря прошли посуху, и гнавшихся за ними Ты поверг в глубины, как камень в сильные воды.
12 В столпе облачном Ты вел их днем и в столпе огненном — ночью, чтоб освещать им путь, по которому идти им.
13 И снисшел Ты на гору Синай и говорил с ними с неба, и дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые.
14 И указал им святую Твою субботу и заповеди, и уставы и закон преподал им чрез раба Твоего Моисея.
15 И хлеб с неба Ты давал им в голоде их, и воду из камня источал им в жажде их, и сказал им, чтоб они пошли и овладели землею, которую Ты, подняв руку Твою, [клялся] дать им.
16 Но они и отцы наши упрямствовали, и шею свою держали упруго, и не слушали заповедей Твоих;
17 не захотели повиноваться и не вспомнили чудных дел Твоих, которые Ты делал с ними, и держали шею свою упруго, и, по упорству своему, поставили над собою вождя, чтобы возвратиться в рабство свое. Но Ты Бог, любящий прощать, благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый, и Ты не оставил их.
(Неем.9:6-17)
Наряду с Неемией и Моисеем, качества Божьего долготерпения исповедуют и другие пророки и праведники Ветхого Завета.
— Божье долготерпение воспевал в своих Псалмах Давид;
— О долготерпении писали пророки Наум, Иоиль, Иеремия;
— пророку Ионе было трудно постичь глубину Божьего долготерпения, хотя за это качество он прославля Бога.
В отношении нас Бог явил свое долготерпение в лице Иисуса Христа.
22 Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели,
23 дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе,
(Рим.9:22,23)15 Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
16 Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
(1Тим.1:15,16)9 Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.
(2Пет.3:9)
Б. Долготерпение Христа
Говоря о наличии у Бога определенных качеств, многие возражают — ведь мы не Боги. Поэтому Бог Иисус Христос стал человеком, и как человек проходил через трудности являя долготерпение.
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
(Фил.2:6-8)
В. Наше долготерпение
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)
Говоря о долготерпении, как качестве характера христианина, многие делают ошибку, полагая что идет речь о сверхъестественной силе, которой мы наделяемся, для того чтобы противостоять трудностям.
Некоторые обнаруживая неспособность проявлять эту божественную характеристику в разных обстоятельствах, опускают руки, обвиняя Бога, что Он не наделил нас этим качеством в полной мере. Но проблема чаще всего оказывается в том, что мы ожидаем проявление этого качества не в той форме, какой должны ожидать.
Долготерпение — это моя способность признавать за Богом право помещать меня в различные обстоятельства.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
10 В пример злострадания и долготерпения возьмите, братия мои, пророков, которые говорили именем Господним.
11 Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец [оного] от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен.
(Иак.5:8-11)
В чем был секрет долготерпение Иова?
— может он не чувствовал боль?
— может Бог дал ему возможность не слышать обидные слова друзей, и раздирающие сердца слова жены?
— может в том, что Иов считал, что его страдания кратковременны, и за ними последует облегчение?
Нет. Секрет долготерпения Иова заключался в верном взгляде на Бога.
31 И продолжал Господь и сказал Иову:
32 будет ли состязающийся со Вседержителем еще учить? Обличающий Бога пусть отвечает Ему.
33 И отвечал Иов Господу и сказал:
34 вот, я ничтожен; что буду я отвечать Тебе? Руку мою полагаю на уста мои.
35 Однажды я говорил, — теперь отвечать не буду, даже дважды, но более не буду.
(Иов.39:31-35)
Итак, возможность проявлять долготерпения вытекает из верного знания о себе и Боге.
Это подтверждают и слова Соломона:
29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.
(Прит.14:29)
В практике жизни неспособность долготерпеть вытекает из нашего несогласия трудиться, проходя свой жизненный путь.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца,
12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования.
(Евр.6:11,12)
Г. Как на практике бороться за долготерпение
1. Помните, что испытания — это возможность проявить Христов характер.
2 С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
3 зная, что испытание вашей веры производит терпение;
4 терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.
(Иак.1:2-4)
2. Признавайте за Богом право управлять действительностью.
По примеру Иова.
3. Верьте Божьим обещаниям, и цените их.
7 Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний.
8 Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается.
9 Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными: вот, Судия стоит у дверей.
(Иак.5:7-9)
4. Вспоминайте о ключевой роли Божьего долготерпения для вашего спасения.
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
(Евр.12:1,2)