События, которые мы вспоминаем в эти дни являются невероятно торжественными для вселенной, но в тоже время крайне трудными для Иисуса Христа.
— Трудные часы Тайной вечери.
— Пустые обещания учеников о том, что они готовы идти на смерть ради Христа, но оказываются не способными просто не уснуть в Гефсимании, а после трусливо сбегают от плененного Учителя.
— Молитва Христа, когда от напряжения его пот, как капли крови.
— Унижения от народа, унижения от властей.
— Отречение Петра.
— Бичевание, терновый венец, впивающийся в кожу своими шипами.
— Непосильная, для изувеченного человека, ноша креста.
— Распятие.
— Насмешки палачей.
— Тяжесть грехов всего человечества, разрывающая изнутри, и выстраивающая стену между Им и родным Отцом.
Невероятно критическое время. Зло ада и зло человеческих сердец в этот момент сгустилось вокруг Христа.
Как бы мы повели себя в такой ситуации? Смогли бы трезво мыслить? Как бы мы реагировали на эти нечеловеческие истязания? Чем были бы переполнены наши мысли и сердце в этот момент?
Известный английский пастор, богослов, и проповедник 19-го века Чарльз Сперджен в свое время сказал серию из «12 проповедей о крестных возгласах Христа». Центром этих проповедей стали Евангельские тексты, в которых содержатся слова Христа, произнесенные им тогда, когда Он уже был прибит ко кресту.
Эти слова являются глубочайшим проявлением бесконечной божественности, любви, смирения, и жертвенности Иисуса Христа. Крест был кульминацией Его земного служения. Крест был целью. Справедливо, что наши взгляды в эти дни должны быть обращены ко кресту. Крест, должен стать центром нашей жизни.
Мое желание обратить ваше внимание на эти слова Христа, обращенные к ученикам, простым людям, разбойникам, и своему небесному Отцу. Хоть некоторые из высказываний мы постараемся рассмотреть. А если Господь даст сил и продлит нашу жизнь, то постараемся рассмотреть их все.
1. Возглас
33 И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
(Лук.23:33,34)
1. Наблюдение. Мессию распяли.
Распятие было насмешкой. Это была унизительная казнь. Распятие было проклятием.
Об этом писал Павел в послании Галатам цитируя фрагмент из книги Второзаконе (21:22-23):
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, —
(Гал.3:13)
2. Наблюдение. Но при всей позорности распятие — не случайность, а исполнение пророчеств.
Позже апостол Петр, когда будет проповедовать в день пятидесятницы собравшимся Иудеям скажет следующее:
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
(Деян.2:22,23)
Марк говорит:
28 И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.
(Мар.15:28)
Они ссылаются на пророчество Исаии:
12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем.
(Ис.53:12)
3. Наблюдение. Христос в это время глубочайшего унижения и сильнейших терзаний …. молится! И молится не о себе!
34 Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.
(Лук.23:34)
Чарльз Сперджен написал об этом такие слова:
«В момент этого возгласа наш Господь испытывал первые муки распятия: палачи только что пронзили гвоздями Его руки и ноги. Правда, Он был измучен еще до креста: страшная ночь в Гефсимании, бичевание и жестокие издевательства, которые Он утром претерпел от Каиафы,
Пилата, Ирода и солдат претории, лишили Его практически всех сил. Но ни слабость, ни боль не могли помешать Ему молиться. Агнец Божий молчал перед людьми, но Он не молчал перед Богом. Он был безгласен как агнец пред стригущими, Он не сказал ни слова в Свою защиту, а в сердце не прекращал взывать к Своему Отцу. Слабость и боль не могли прервать Его моление».
«Иисус не произносит ни одного слова в Свою защиту. Когда Он молился Своему Отцу, то мог бы сказать: «Отче! Посмотри, что они делают с Твоим возлюбленным Сыном. Суди их за зло, которое они причиняют Тому, Кто любит их и Кто сделал для них все, что только можно было сделать». Но Иисус не просит об этом.
Еще в древности пророк Исаия предрек: «и за преступников сделался ходатаем». И теперь это пророчество исполнилось. Иисус просит за Своих убийц: «Отче! Прости им»
С Его уст не срывается ни слова упрека. Он не говорит им: «Зачем вы делаете это? Почему вы пронзаете руки, кормившие вас? Почему прибиваете ноги, которые ходили по земле из милости к вам? Почему вы насмехаетесь над Человеком, Который любил благословлять вас?».
Нет, ни слова даже мягкого укора, тем более, никакого проклятия.
«Отче! Прости им».
Иисус не говорит: «Я прощаю им», но эти слова можно прочитать между строк, и так они звучат еще сильнее.
Иисус отказался от Своего величия. На кресте Он занял унизительное положение просителя вместо возвышенного места Того, Кто имеет власть прощать грехи. Как часто в словах людей: «Я прощаю тебя», сквозит эгоизм! Человек утверждает себя в самом акте прощения. Но Иисус становится просителем, просителем за тех, кто убивал Его. Да будет благословенно Его имя!»
2. Возглас
35 И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.
36 Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус
37 и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.
38 И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.
39 Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
40 Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
41 и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.
42 И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!
43 И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.
(Лук.23:35-43)
— И на кресте Христос оставался ходатаем.
— И на кресте Христос спасал грешников.
— Со креста Иисус продолжал проповедовать о драгоценном Небесном Царстве.
— Позорный крест не помешал Иисусу Христу остаться единственной узкой тропинкой в это Царство.
— Более того, именно крест открыл врата небесного Иерусалима.
Крайне важно заметить и тот факт, что и со креста Христос продолжает говорить ИСТИНУ!
Его праведность, Его желание говорить и творить правду, Его забота о погибающих грешниках не прекращается даже в самые тяжелые минуты жизни, даже в те мгновения, когда жизнь вот-вот остановится!
Как часто мы оказываемся плененными собственным горем в трудные минуты, или злостью во времена несправедливости. И теряем способность быть глашатаями истины и примером святости. В трудное время мы больше озабочены собой, своим комфортом, чем заботой о ближних, и тем более о врагах.
Христос проходя через чудовищные мучения продолжает заботиться о других.
В «Международной стандартной библейской энциклопедии» говорится:
«Раны напухали из-за грубых гвоздей, а разорванные и оборванные сухожилия и нервные окончания причиняли мучительную боль. Артерии головы и желудка переполнялись кровью, что приводило к ужасной, пульсирующей головной боли… Жертва распятия в буквальном смысле переживала тысячу смертей… Страдания были такими ужасающими, что иногда даже среди мучительных болей, причиняемых войной, такая смерть вызывала жалость».
Наш современник пастор Джон Пайпер в своей книге «Видя и наслаждаясь Иисусом Христом» написал такие слова о крестных страданиях:
«Он заслужил страдания меньше всех, а страдал больше всех. Печать Бога на Его безупречной жизни содержит слова: «Искушен во всем, кроме греха». Единственный Человек в истории, который не заслужил страданий, страдал больше всех. «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах его». Никакая боль не могла быть наказанием за Его грех. Он был безгрешен.
Поэтому Он имел больше, чем кто-либо другой прав отомстить за Свои страдания, но Он меньше всех ими воспользовался. У Него была огромная сила, и Он мог отомстить в любой момент страданий. «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Матфея 26:53). Но Он этого не сделал. В то время как чувство справедливости во всей вселенной кричало: «Несправедливо!», Иисус молчал. «И не отвечал ему (Пилату) ни на одно слово». Также Он не отвечал на несправедливые насмешки: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал». Он не защищался в ответ на вопросы Ирода: «Но Он ничего не отвечал ему». Каждый, кроме Иисуса, претерпев такую несправедливость, отомстил бы.
И не потому, что муки были терпимыми. Если бы нас заставили хотя бы смотреть на них, мы, наверное, потеряли бы сознание. В саду «был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Посреди ночи, перед первосвященником они «плевали Ему в лице и заушали Его; другие же ударяли Его по ланитам». Перед правителем они били Его.
Он мучился, а солдаты издевались над Ним. Глумясь над Ним, они одели Его в королевскую мантию. Они «начали плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки. И слуги били Его по ланитам» (Марка 14:65). Ему на голову возложили терновый венец и, ударяя, прижимали его, чтобы причинить Иисусу больше боли. «И били Его по голове тростью, и плевали на Него и, становясь на колени, кланялись Ему» (Марка 15:19). Они довели Его до такого состояния, что Он не был способен нести Свой крест (Матфея 27:32).
Муки и стыд продолжались. Его раздели. Его ладони и ступни гвоздями прибили ко кресту (Деяния 2:23; Псалом 21:17). Насмешки того ужасного утра не ослабевали. «Радуйся, Царь Иудейский!» «Разрушающий храм и в три дня Созидающий! Спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста» (Матфея 27:29, 40). Даже один из злодеев «злословил Его» (Луки 23:39).
Но Христос являл чистоту своего характера. Он был отражением праведной Троицы. Один из злодеев был сокрушен от созерцания этой безмолвной святости. И раскаялся, став гражданином Небесного Царства.
Способны ли мы являть характер Иисуса Христа, когда нам трудно?
3. Возглас
45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого;
46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?
(Матф.27:45,46)
Чарльз Сперджен пишет об этом моменте следующее:
«́От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого». Возглас Иисуса прозвучал во тьме. Не надейтесь понять в нем каждое слово, потому что этот крик не был ясным лучом Солнца Праведности. В нем есть свет, яркий, как молния, но в нем есть и непроницаемая тьма, приводящая в ужас того, кто заглядывает в нее.
В тот момент наш Господь находился на самом темном участке Своего пути. … дело уже было почти закончено. Он достиг высшей точки Своих мук. Этот горестный вопль раздался из бездны несчастья: «Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?». Я думаю, за всю историю земли и даже вечности не было произнесено более горьких слов. Горечь этих слов безмерна. Вы вглядываетесь в них как в бездонную пропасть, напрягая зрение, всматриваетесь, пока хватает сил, но не видите дна. Эти слова неизмеримы, неисчерпаемы, непостижимы. Муки нашего Господа были так же велики, как грех, из-за которого Он умирал, как любовь, благодаря которой он претерпевал эти мучения. Если нам не все понятно в смерти Христа, мы все равно преклонимся перед Ним».
Чарльз Сперджен не просто сгущает краски, не зря указывает на эту бездонную бесконечную непроницаемую непроглядную тьму. Ведь эта тьма — это грязь нашего греха.
Возглас Иисуса Христа, обращенный к небесному Отцу указывает на то, что наш с вами грех Его безгрешного отделил от Отца. Одна личность Троицы отвернулась от другой, так мерзок грех! Святой Христос не мог отвернуться от той ноши, которая была на нем, и был разрываем изнутри грязью и мерзостью греха.
Если кто-то из нас, до сих пор думает, что ваши грехи не столь страшны, и ваших добрых дел достаточно, чтобы ублажить Бога, посмотрите на Христа! Грех стал бесконечной пугающей пропастью между безгрешным Иисусом и бесконечно любящим Отцом!
Никакие ваши добрые дела, никакие попытки жить праведной жизни не дают вам ни единого шанса для спасения. Никакие милостыни, никакая религиозность не способна ни на шаг приблизить вас к Богу.
Так страшен грех!
Так мерзок он в глазах Бога!
Так силен Божий гнев над грешниками!
Так велика и драгоценна жертва Христа! Он взял на себя наш грех, утолив тем самым справедливый Божий гнев. Он заплатил за нас цену, которую мы не способны были заплатить сами!
Через веру в эти истины, мы приобретаем Его совершенную праведность вместо нашей испачканной и несовершенной.
Через веру в Христа мы одеваемся в святость, которая открывает нам двери Небесного Царства.
Через веру в него и через жизнь для Него.
Да и самой нашей жизни не достаточно, чтобы вполне отблагодарить Его за столь драгоценный дар спасения. Ведь он достоин всей нашей славы, всего нашего преклонения, и полного посвящения Ему нашей жизни.
Аминь!