В рамках подготовки к домашней группе работал над текстами о чудесах Христа в насыщении пяти и четырех тысяч людей несколькими хлебами и рыбами. Проглядывал разные комментарии на эти тексты, в т.ч. и комментарии, которыми в проповедях пользуются очень многие проповедники.
Не знаю, что меня больше смутило, то, что вообще существуют такие версии произошедшего, или, что наличие таких версий преподносится известными комментаторами, как что-то вполне нормальное?
Так например в комментариях Новой Женевской учебной Библии на текст Мк. 6:34-44 авторы пишут, что «об иудеях нельзя было сказать, что им нечего есть — с ними был «хлеб жизни» , «сшедший с небес» , но «они были как овцы, не имеющие пастыря», который накормил бы их имеющимся хлебом. Что, собственно, Иисус и сделал: «начал учить их много»». Т.е. авторы предполагают, что насыщение было не физическим а духовным. Свою идею они подкрепляют тем, что «слово «хлеб», кроме своего прямого значения, используется и как образное название учения Христа».
Даже важные детали о количестве накормленных людей, и коробах с остатками они трактуют небуквально. Например, упоминание о множестве коробов с остатками хлеба они объясняют так, что слушающие «наполнили умы и сердца свои услышанным словом Божиим, запомнили, чтобы, унеся услышанное с собой, поделиться им с другими. Двенадцать полных коробов — по числу колен Израилевых; иными словами — духовной пищи должно было хватить для всех, кто захочет ее вкушать».
Еще один известный комментатор Уильям Баркли, книги которого находят свое место как и в церковных библиотеках, так и на книжных полках многих служителей, так комментирует описание евангелистами этого чуда:
«Многие видят в этом чуде святое причастие. Они считают, что каждый из присутствовавших при этом получил лишь маленький кусочек пищи и даже этим получил подкрепление на дорогу, и все были довольны. Они считают, что это была не трапеза, на которой люди утоляют свой физический голод, а трапеза, за которой люди вкушали духовную пищу Христову. Если это так, то тогда это чудо повторяется каждый раз, когда мы собираемся у алтаря, ибо там мы получаем духовную пищу, которая дает нам способность ходить на твердых ногах и с большей силой по пути нашей жизни, ведущему к Богу».
Баркли даже не пытается противостоять небуквальному пониманию текста, напротив одобряет такой подход тем, что из него, якобы, можно сделать духовные выводы для настоящего времени.
Позже он добавляет:
«Неважно, как мы понимаем это чудо. Одно совершенно очевидно: там, где находится Христос, уставший обретает отдых, и насыщается голодная душа.»
Удивительно, что ни в первом ни во втором случае не принимаются во внимание слова Христа, которыми он подтверждает буквальность этого чуда. Что это было не духовное насыщение, и не просто возможность прикоснуться губами к хлебу, а реальное чудо, когда еды стало так много, что ею наелись тысячи людей, и еще много пищи осталось.
5 Переправившись на другую сторону, ученики Его забыли взять хлебов.
6 Иисус сказал им: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.
7 Они же помышляли в себе и говорили: [это значит], что хлебов мы не взяли.
8 Уразумев то, Иисус сказал им: что помышляете в себе, маловерные, что хлебов не взяли?
9 Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч [человек], и сколько коробов вы набрали?
10 ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали?
11 как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?
12 Тогда они поняли, что Он говорил им беречься не закваски хлебной, но учения фарисейского и саддукейского.
(Матф.16:5-12)
Служителям и проповедникам надо быть мудрыми и осторожными в использовании вспомогательной литературы, какой бы известный и авторитетный автор ее не написал!
Петя, я который раз перечитываю, но не могу понять, из чего сделан вывод о буквальности.
Задай пожалуйста вопрос конкретнее. Что ты перечитываешь, и с какой буквальностью возникает проблема?