8 Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
9 по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
10 а все множество народа молилось вне во время каждения, —
11 тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
12 Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
13 Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;
14 и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
15 ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей;
16 и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
17 и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
18 И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
19 Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
20 и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время.
21 Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
22 Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
23 А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
24 После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
25 так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
(Лук.1:8-25)
Разъяснение терминов и понятий.
Каждение (9 стих) и жертвенник кадильный (11 стих)
В Исх.30:1 описан процесс каждения (курения) на кадильном жертвеннике.
Кадили (θυμιάματος) специальными смесями (Исх 30:34-37).
использовались инструменты:
а) кадило — для описания этого предмета используются два еврейских слова:
1. מַחְתָּה — Чис 4:14 (угольница), Чис 16:6 (кадильницы), 2Пар 4:22 (лотки), Иер 52:19 (щипцы)
2. מִקְטֶרֶת — Иез 8:11 (кадило), 2.Пар 26:19 (кадильница)
б) жертвенник кадильный — Исход 30:1-9, четырехугольный жертвенник высотой около метра, и шириной около полу метра.
В истории Израиля многократно случалось, что каждение использовалось неправильно:
16 Но когда он сделался силен, возгордилось сердце его на погибель [его], и он сделался преступником пред Господом Богом своим, ибо вошел в храм Господень, чтобы воскурить [фимиам] на алтаре кадильном.
17 И пошел за ним Азария священник, и с ним восемьдесят священников Господних, людей отличных,
18 и воспротивились Озии царю и сказали ему: не тебе, Озия, кадить Господу; это [дело] священников, сынов Аароновых, посвященных для каждения; выйди из святилища, ибо ты поступил беззаконно, и не [будет] тебе это в честь у Господа Бога.
19 И разгневался Озия, — а в руке у него кадильница для каждения; и когда разгневался он на священников, проказа явилась на челе его, пред лицем священников, в доме Господнем, у алтаря кадильного.
(2Пар.26:16-19)
24 И собрал Ахаз сосуды дома Божия, и сокрушил сосуды дома Божия, и запер двери дома Господня, и устроил себе жертвенники по всем углам в Иерусалиме,
25 и по всем городам Иудиным устроил высоты для каждения богам иным, и раздражал Господа Бога отцов своих.
(2Пар.28:24,25)
13 Ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда, и сколько улиц в Иерусалиме, столько вы наставили жертвенников постыдному, жертвенников для каждения Ваалу.
(Иер.11:13)
Но даже правильно проведенный ритуал мог быть неугоден Богу:
13 Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!
(Ис.1:13)
В Новом Завете образ курения используется Павлом для описания материального пожертвования:
18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, [как] благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу.
(Фил.4:18)
А Иоанном для описания молитв святых:
8 И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.
(Откр.5:8)
Используемое Иоанном существительное θυμιάματα (благовонная смесь, фимиам, благовония), мы можем найти во всем Новом Завете только 4 раза, и все 4 раза — в книге Откровение.
«медлит в храме» (21 стих)
Баркли:
«Фимиам возжигался и жертвы приносились в самом внутреннем дворе храма, во дворе священников. Пока приносились жертвы, народ заполнял соседний двор, двор израильтян. Священник, приносивший вечернюю жертву, вмел почетную обязанность после каждения подойти к завесе, разделявшей оба двора, и благословить народ. Народ дивился тому, что Захария так долго задержался. Когда он вышел, он не мог говорить, и люди поняли, что он видел видение. Итак, безмолвный Захария, пораженный радостной вестью, закончил свой недельный черед и отправился домой; и сбылась весть Божия, и Елисавета возрадовалась, что зачала».
Уильям МакДональд:
«Народ с нетерпением ожидал вне храма; обычно священник, совершающий каждение, выходил намного быстрее».
Джон Мак-Артур:
«Предполагалось, что Захария только вознесет курение и затем выйдет, чтобы произнести привычное благословение на народ, который ожидал во дворе храма. Беседа с ангелом, вероятно, заняла дополнительное время».
И Баркли и Мак-Артур говорят, что народ ожидал выхода Захарии для благословения. Скорее всего для этого благословения использовались слова:
24 да благословит тебя Господь и сохранит тебя!
25 да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя!
26 да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!
(Чис.6:24-26)
Божьи обещания через ангела и их исполнение.
Обещание | Исполнение |
13 стих «жена … родит сына» |
|
13 стих «неречешь ему имя Иоанн» |
«На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились» (Лук.1:60-63) |
14 стих «будет тебе радость …, … многие … возрадуются» |
«И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею» (Лук.1:58) |
15 стих «он будет велик перед Господом»> |
|
15 стих «не будет пить вина и сикера» |
«Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет;» (Лук.7:33) |
15 стих «Духа Святого исполнится еще от чрева матери» |
«Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа» (Лук.1:41) |
16 стих «многих … обратит к Господу» |
|
17 стих «будет идти пред Ним» |
|
17 стих «будет … в духе и силе Илии» |
|
Бог через ангела дал девять обещаний Захарии. На каждое обещание по-человечески можно было ответить: «этого не может быть». И в 18-м стихе мы читаем, что реакция Захарии была именно такой.
«И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных»
(Лук.1:18)
Но не смотря на кажущуюся невероятность предсказанного каждое слово, переданное ангелом исполнилось в точности!
Некоторые из исполнившихся обещаний, стали основанием для веры в другие обещания. Смотрите, когда ангел пришёл уже к Марии с радостной новостью, исполнение некоторых обещаний, данных Захарии, он приводит в подтверждение своих слов:
35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
36 Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
37 ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
(Лук.1:35-37)
О, какое величие и какая верность Бога открывается через этот текст! Его могущество, Его неотступность, Его власть над всем! Что может ещё так успокоить нас, как осознание Божьего всевластия?
10 Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю.
11 Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.
(Ис.46:10,11)