Изучение темы «взаимное назидание» у нас растянулось на целый месяц, и не все могли быть на всех группах, поэтому выкладываю для вас полный конспект.
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
18 Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и [достоин] одобрения от людей.
19 Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию.
(Рим.14:17-19)
Последних три группы мы говорили о мире в общении христиан. Говорили о “вертикальном” и “горизонтальном” единстве.
Теперь пришла очередь поговорить о взаимном назидании.
Взаимное назидание.
Что такое “назидание”?
Что такое “взаимное назидание”?
Греческое «ойкодомис» — дословно переводится как «строительство». В разговорной речи может использоваться как «созидание/назидание» или современным языком «формирование характера». Т. е. Мы должны искать того, что формирует характер, и, важно заметить, что мы должны переживать не только о правильном формировании себя самих, мы должны искать того, что служит «взаимному назиданию». Т. е. на каждом христианине лежит ответственность за правильное формирование характера других людей, за созидание сердец. Мы должны искать того, чтобы «строило» сердца других людей, а не разрушало их.
Это же слово используется и в месте:
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
(Рим.15:2)
И тут Павел опять говорит о нашей ответственности служить другим, назидая их.
Как мы можем созидать сердца других?
1. Через слова.
1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
2 Ибо кто говорит на [незнакомом] языке, тот говорит не людям, а Богу; потому что никто не понимает [его], он тайны говорит духом;
3 а кто пророчествует, тот говорит людям в назидание, увещание и утешение.
4 Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь.
5 Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание.
6 Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на [незнакомых] языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?
7 И бездушные [вещи], издающие звук, свирель или гусли, если не производят раздельных тонов, как распознать то, что играют на свирели или на гуслях?
8 И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?
9 Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер.
10 Сколько, например, различных слов в мире, и ни одного из них нет без значения.
11 Но если я не разумею значения слов, то я для говорящего чужестранец, и говорящий для меня чужестранец.
12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви.
(1Кор.14:1-12)
У нас сегодня нету в церкви проблемы с неправильным использование дара иных языков, но есть большая проблема использования языка как такового. Как часто мы используем возможность говорить именно для назидания других? Что мы ценим больше — просто поболтать, или же говорить к назиданию?
Есть люди, рядом с которыми очень назидательно находиться рядом при любых обстоятельствах. Их жизнь, их слова, служат назиданием. Есть и противоположность — Божьи служители, от которых можно слышать слова назидания только тогда, когда они «на службе» (в церкви или за кафедрой).
Стремимся ли мы (ревнуем ли), чтобы мы были назидательны для других, чтобы слова наши были назиданием?
Бог коринфской церкви дал дар иных языков, и они его неправильно использовали, нам же Он дает жизнь, здравие, благополучие, возможность собираться церковью вместе — как мы используем эти дары? Назидаем ли только самих себя, или же ищем возможности послужить другим?
——-
26 Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — все сие да будет к назиданию.
(1Кор.14:26)
Через служение разных людей на совместных собраниях церкви должно передаваться здравое учение.
Насколько христоцентричны песни прославления, которые мы поем на собраниях?
О чем стихотворения?
Каково содержание проповедей?
Являет ли это всё нам Бога? Раскрывает ли черты Его характера? Формирует ли это в нас верные библейские убеждения? Изменяет ли это нашу жизнь, преображая ее в образ Христов?
——-
19 Не думаете ли еще, что мы [только] оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
20 Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы [не найти у вас] раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,
21 чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и [чтобы] не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.
(2Кор.12:19-21)
Верное назидание призвано:
- предупредить появление греховных заблуждений (Павел говорит, что назидание направлено на то, чтобы защитить от появления греха среди церкви — 20 стих);
- исправить уже существующие проблемы (21 стих);
- формировать свое собственное сердце (20 стих).
——-
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
(Еф.4:29)
σαπρος — сапрос — гнилой, прогнивший, истлевший, трухлявый, испорченный, негодный, плохой.
αγαθος — агафос — добрый, благий, щедрый, хороший, полезный.
2. Через служение церкви (руководство, управление, воспитание, обличение).
10 Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению.
(2Кор.13:10)
У Павла была Богом данная власть созидать. Иногда эта власть может проявляться в строгости.
Права и обязанности служителя должны быть направлены на созидание церкви.
Имеет ли служитель власть? Имеет, но эта власть дана Богом, и использовать ее можно только так, как угодно Богу.
Павел разъясняет коринфянам о том, что у него есть власть, говорит кем эта власть дана, и для чего она используется. Ответственность служителя ясно показать наставляемому причину и цель того или другого наставления.
Этот принцип справедлив и для воспитания детей.
Притчи 29:15.
Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении,делает стыд своей матери.
И для церковной дисциплины.
15 Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего;
16 если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово;
17 если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь.
(Матф.18:15-17)
11 И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями,
12 к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова,
13 доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова;
14 дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения,
15 но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос,
16 из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.
(Еф.4:11-16)
Ответственность служителей — строить церковь.
Ответственность каждого члена церкви — строить церковь. Причем чем больше духовный рост, тем больше член церкви может и должен делать в строительстве церкви.
1 Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о [дарах] духовных.
2 Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас.
3 Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым.
4 Дары различны, но Дух один и тот же;
5 и служения различны, а Господь один и тот же;
6 и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех.
7 Но каждому дается проявление Духа на пользу.
8 Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом;
9 иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом;
10 иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков.
11 Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.
12 Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос.
13 Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.
(1Кор.12:1-13)
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами [постигает] имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не [сыны] ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи [сынами] дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
(1Фесс.5:1-11)
3. Через личный пример.
7 Во всем показывай в себе образец добрых дел, в учительстве чистоту, степенность, неповрежденность,
8 слово здравое, неукоризненное, чтобы противник был посрамлен, не имея ничего сказать о нас худого.
9 Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
11 Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков,
12 научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке,
13 ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа,
14 Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам.
15 Сие говори, увещевай и обличай со всякою властью, чтобы никто не пренебрегал тебя.
(Тит.2:7-15)
Тит должен был учить (7,8 стихи):
- чисто (αφθοριαν — афториан — неиспорченность), т.е. не просто говорить хорошие вещи, а передавать верное учение;
- степенно (σεμνοτητα — semnotita — серьезность, достоинство), в современном греческом это слово чаще используется в значении «скромность». В новом завете может использоваться в значении «честность» или «чистота». Попробовать сформулировать своими словами, подобрать современные слова-синонимы;
- слово здравое, неукоризненное (эти слова переведены очень близко к оригиналу).
Хотя тут идет речь об учительстве, но эти принципы справедливы к любого рода служению. Любое служение должно формироваться на прочной основе истины. В этих вещах Тит должен был быть примеров для людей, которым служил. Мы так же должны быть примером для других.
В стихах 9-15 приводится пример практического служения друг другу, поразмышляйте самостоятельно над этими стихами.
Основной вывод: вся наша жизнь должна быть образцом добрых дел (добрых в соответствии с истинами Писания).
——-
1 Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться:
2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия,
3 и не господствуя над наследием [Божиим], но подавая пример стаду;
4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
(1Пет.5:1-4)
Принцип служения: не господствовать (хотя ранее мы говорили о некоторой власти, которой наделены определенные служители), но подавать пример. Наша жизнь должна быть примером покорности Писанию, чтобы через нее люди видели действенность Писания.
Человек, не покоряющийся Божьему Слову не имеет права нести служение. Пример жизни такого «служителя» будет разрушать а не созидать.
——-
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
(Евр.13:7)
Пример жизни служителей, покорных Библии будет иметь силу даже после их смерти.
Можно вспомнить пару примеров знакомых нам служителей, которые стали таким примером для других.
Если мы покорны Писанию, то наша жизнь будет примером другим не только пока мы живы.
Апостол Петр старался жить так. Прочитать текст из 2-е Петра 1:10-15.
——-
1 Для меня впрочем излишне писать вам о вспоможении святым,
2 ибо я знаю усердие ваше и хвалюсь вами перед Македонянами, что Ахаия приготовлена еще с прошедшего года; и ревность ваша поощрила многих.
(2Кор.9:1,2)
Были христиане, которые были хорошим примером для апостола Павла.
«ревность ваша поощрила многих»
Ревность, как пыл, рвение, усердие. Поощрила — возбудила, провоцировала.
Пример нашей жизни может не просто поддерживать других, но и инициировать перемены в сердцах людей.
——-
Пример нашей жизни имеет большую силу и влияние и на неверующих:
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
(1Кор.7:14)
Если же пример нашей жизни может влиять на людей, которые духовно мертвы, то сколь сильно может быть наше влияние друг на друга в центре! Как глупо пренебрегать такой возможностью созидать сердца друг друга!!
——
Дополнительно прочитать и поразмышлять над следующими местами Писания:
2Фесс.3:7-9, 1Кор.4:16, 1Кор.11:1, Фил.3:17, 1Фесс.1:6-8, 1Тим.4:12-16