Принципы созидающей заботы, или как делать замечания по-библейски.
Послание Галатам — это драгоценная инструкция духовной жизни. Зачастую мы можем натыкаться на подделки духовности, причем эти подделки очень умело маскируются под духовность настоящую. Еще первые христиане сталкивались с проблемой отделения истинной духовности от фальшивки. Христианство с первых дней своего существования было объектом атак разного рода ложных религий и ересей. Так например изучая новозаветные тексты, мы можем увидеть какую опасность нес в себе иудаизм (в виде законничества или фарисейства) или ересь гностицизма, с которой постоянно сталкивались апостолы (в книге Деяний упоминается Симон волхв, который был гностическим учителем). Опасность ложных учений как тогда, так и сейчас заключается в том, что эти учения могут опираться или использовать некоторые или многие понятия, используемые в христианстве.
Давайте рассмотрим примеры ложной духовности.
1. как духовность выражалась в фарисействе.
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
(Лук.18:10-12)
Фарисей дал оценку другому человеку основываясь только на внешних признаках.
Христос отмечал это заблуждение фарисеев
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.
(Матф.23:27,28)
фарисеи так оценивали свою духовность и духовность других людей.
2. как духовность выражалась в гностицизме.
В основе ереси гностицизма лежало учение о дуализме. Суть которого заключалась в вере в то, что все нематериальное — оно духовно, свято, и чисто, в то же время, как все, материальное грязно и греховно. Поэтому любая забота о материальном — бессмысленна, или даже греховна.
Это приводило людей к двум крайностям:
первая крайность — это крайний аскетизм, в попытках разорвать как можно больше зависимостей с физическим миром.
вторая крайность — физическая распущенность. Ведь если все материальное греховно, и с этим ничего не поделать, то не стоит утруждать себя какими-либо ограничениями.
Перейдем к тексту, который покажет нам пример настоящей духовности.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
5 ибо каждый понесет свое бремя.
(Гал.6:1-5)
1. Поступок человека должен характеризоваться как грех (согрешение).
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал.6:1)
Заботясь о другом человеке мы должны быть мотивированы тем, чтобы помочь ему избежать трагических ошибок.
а) в глазах Бога любой грех — мерзость. За одни грехи уже заплачена цена крови Иисуса Христа, за другие еще нет, но как и в первом так и во втором случае грех остается мерзостью.
б) повторяющейся грех делать христианина слабым и неспособным быть надежным инструментом в Божьих руках.
в) зависимость от какого-либо греха лишает христианина покоя и радости.
г) грех не позволяет христианину быть проводником славы Божьей, и делает его неэффективным в деле Евангелия.
д) грех не позволяет оказывать созидающее влияние на церковь.
Грех в жизни христианина, как правило — это не какая-то забава, а настоящее поле битвы. Понимая это мы не будем надменно указывать человеку на его грех, а будем готовы плечом к плечу вступить с ним в сражение против этого греха.
2. Мы должны помнить, что мы такие же грешники.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал.6:1)
Впадет: prolamba/nw
1. брать или хватать прежде (других);
2. делать заранее или наперед, опережать;
3. страд. быть прежде или ранее схваченным или захваченным.
Как это слово используется в других текстах:
Ученик Петра, евангелист Марк так передает слова Иисуса Христа о женщине, которая разбив сосуд с аловастровым миром возлила на голову Иисуса.
8 Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению.
(Мар.14:8)
Говоря в послании коринфской церкви о неправельном подходе к вечере Павел пишет:
21 ибо всякий поспешает прежде [других] есть свою пищу, [так] [что] иной бывает голоден, а иной упивается.
(1Кор.11:21)
Проще говоря это слово указывает на долю неизбежности. Т.е. грех другого человека в первую очередь должен быть проповедью о нашей собственной греховности.
Итак, заметив грех другого человека, мы должны понимать, что завтра, а может через мгновение мы окажемся на его месте. Пускай не с таким же грехом, но греховная плоть обязательно найдет у нас слабое место. Указание на грех должно быть с любовью, кротостью, и братской теплой заботой.
3. Целью заботы должно быть улучшение получателя нашей заботы.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал.6:1)
Слово исправляйте можно буквально перевести как «чините поломанное». Кстати, при первом знакомстве Христа с братьями Заведеевыми Иаковым и Иоанном, Он увидел их «починивающими сети» (Матф.4:21, Мар.1:19). Т.е. так, как Иоанн и Иаков работая рыбаками, находили бреши в сетях, брали специальный инструмент, и делали латку, так, чтобы сеть работала эффективно.
Так же и грех — это брешь, дыра в духовном теле христианина. Заботясь об этом человеке, мы выступаем в роли хирурга, который проводит сложную операцию. Задача сложна тем, что латая одну дырку, мы должны не наделать новых.
Поэтому подходя к брату или сестре, мы должны задать себе вопрос, каковы мотивы нашей заботы?
9 Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем.
(Гал.6:9)
Т.е. наша исправляющая забота должна быть добром или благом для человека.
Задайте себе вопрос: если дать оценку нашим действиям со стороны, можем ли мы их характеризовать как добро?
4. Исправление в духе кротости.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал.6:1)
Исправление с кротостью — это исправление с мягкостью, сдержанностью и спокойствием. Это когда мы не то, что не превозносимся над человеком, и даже не говорим с ним на равных, а это, как написано Фил.2:3: «почитая один другого высшим себя». Кстати, если прочитать этот стих из послания Филипийцам целиком, то там написано:
3 ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
(Фил.2:3)
Если вернуться к нашему тексту из послания Галатам, то в третьем стихе мы увидим такое уточнение:
3 Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя.
(Гал.6:3)
Что очень созвучно с написанным в другом послании:
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте [о] [себе] более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
(Рим.12:3)
16 Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе;
(Рим.12:16)
Не мечтайте о себе, т. е. не думайте о себе более, чем вы есть на самом деле.
5. Быть вполне самокритичными.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
(Гал.6:1)4 Каждый да испытывает свое дело, и тогда будет иметь похвалу только в себе, а не в другом,
(Гал.6:4)
Что значит «наблюдать за собой»?
— проверять свои мотивы: чем вы движимы в этой ситуации;
— проверять свое сердце: есть ли в нем любовь к человеку, и преклонено ли оно перед Богом;
— проверять свою способность и готовность помогать другому: разобрались ли вы сами хорошо в том вопросе, в котором хотите помочь;
— проверять не движет ли вами самими грех в этой ситуации.
6. Забота должна быть поддерживающей.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Гал.6:2)
Стоит сразу сделать важное наблюдение, бремя во 2-м стихе не то же самое, что бремя в стихе 5.
В 2-м стихе подразумевается тяжесть которую несет наш брат или сестра, и которую мы можем помочь ему нести. Это груз обстоятельств или тяжесть борьбы с грехом. В пятом же стихе под бременем подразумевается наша личная ответственность перед Богом, за которую мы будем давать Ему отчет.
Итак, бремя во втором стихе — это груз, который прижимает нашего ближнего к земле.
Бремена — тяжесть, груз, обуза.
В посланиях Павла мысль о том, что мы должно помогать друг другу в несении бремени часто встречается в разных его посланиях.
2 со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью,
(Еф.4:2)1 Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.
2 Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию.
(Рим.15:1,2)14 Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем.
(1Фесс.5:14)19 Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести:
20 для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных;
21 для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона;
22 для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых.
(1Кор.9:19-22)
7. Конечной целью заботы должно быть желание жить, уподобляясь Христу.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
(Гал.6:2)
О каком Христовом законе идет речь? Скорее всего о законе любви. Ближайший контекст говорит об отношениях между христианами. Так и вторая половина предыдущей главы говорит об жизни в церковной семье. Поэтому, скорее всего, что закон, о котором тут идет речь — это закон из Гал.5:14:
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Гал.5:14)
Важно заметить, что казалось бы в таком практическом вопросе, как отношение между людьми, Павел ссылается на авторитет Христа.
Преследуем ли мы те же цели, что и Христос?
Пользуемся ли мы теми же инструментами?
Насколько наш характер похож на характер Иисуса Христа?
Напомнить все принципы, и перейти к заключению.
В конце послания Павел приводит пример людей, которые в своих отношениях с другими мотивированы или движимы желанием самоутвердиться или установить собственный авторитет. В противовес такому негативному примеру, Павел открывает сердце, и делится тем, что мотивирует его самого, что для него предоставляем большую ценность.
14 А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.
(Гал.6:14)
Все чем я могу похвалиться — это благодать Бога и жертвенная любовь Иисуса Христа. Я — первый из грешников, ради которого Христос пришел на землю, и умер на кресте. Я человек — который ходит по этой земле по одной лишь причине — Бог продлевает свою благодать надо мной. Да и сама моя жизнь имеет смысл и цель, только если Христос является ее центром и ценностью.