Суть духовной жизни.
Оправдание по вере.
Центральная тема послания Галатам — спасение по Вере.
Начинает свое послание Павел с указания на цели своего служения. И особый акцент он сразу ставит на проповедь веры.
22 Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен,
23 а только слышали они, что гнавший их некогда ныне благовествует веру, которую прежде истреблял, —
24 и прославляли за меня Бога.
(Гал.1:22-24)
Далее Павел указывает на то, что спасение по вере — единственный шанс для человека, в не зависимости от его религиозного и национального происхождения.
15 Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники;
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
(Гал.2:15,16)
Далее Павел отмечает, что вера — это необходимая составляющая нашего христианства не только на начальных этапах, но и на протяжении всей жизни.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
(Гал.2:19,20)
В следующей главе, Павел как бы предполагает возможное негодование членов Галатийских церквей, о том, что Павел через чур много внимания уделяет вопросу веры.
2 Сие только хочу знать от вас: через дела ли закона вы получили Духа, или через наставление в вере?
(Гал.3:2)
Галатийские верующие были обмануты иудействующими христианами, о том, что исполнением закона они должны утверждать собственную праведность.
Зная это, Павел ставит в пример праведного Авраама. До уровня праведности которого не был способен дотянуться ни один представитель Галатийской церкви. Но и праведный Авраам не был способен утвердить свою праведность на делах закона.
6 Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность.
(Гал.3:6)
Исходя из этого Павел указывает на тщетность попыток утвердить собственную праведность на исполнении закона. И сразу же апостол указывает на необходимость спасающей и оправдывающей веры.
11 А что законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.
12 А закон не по вере; но кто исполняет его, тот жив будет им.
13 Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою — ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, —
14 дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою.
(Гал.3:11-14)22 но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа.
(Гал.3:22)24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под [руководством] детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
(Гал.3:24-26)
Но у Галатийских верующих возникал в связи с этим вопрос. Они несомненно считали себя верующими людьми. Но понимали, что верить, это не просто заявлять на словах о своих взглядах. Вера должна каким-то образом влиять на практическую жизнь. И в этом они были правы, но пути влияния на жизнь под давлением лжеучения они выбрали неправильные.
Сегодняшние верующие находятся в похожем положении. Многие постулируют свою веру в Иисуса Христа, но при этом ошибочно пытаются ее выражать в какой-то обрядовости и исполнении каких-то внешних канонов.
Апостол Павел посвящает наставлению верующих в этой сфере некоторую часть послания Галатам. Суть этой части заключается в том, что живая вера должна очень глубоко проникать в сердце верующего и менять саму его суть, его характер. И такое измененное сердце будет сильно влиять на всю практическую жизнь христианина. На то, как христианин реагирует на резко изменяющиеся обстоятельства, как он переносит трудности, как он относится к другим людям, где он черпает для себя силу и вдохновение. Всё это называется духовной жизнью или жизнью по Духу.
Для того, чтобы привести практические примеры изменяемой жизни, апостол Павел приводит ряд сфер, в которых эти изменения заметны особенно ярки. Эти сферы он называет плодом Духа.
Плод Духа, повторить краткое описание его характеристик.
Я вкратце напомню те сферы, которые мы уже с вами успели рассмотреть.
Любовь — главный из плодов Духа и плод, который ярче всего являет Божье избрание и Божью святость.
Радость — дар неподдельного постоянного удовлетворения от всего, что происходит. Настоящая радость не зависит от обстоятельств, и базируется на понимании личности Бога и Его благости к нам.
Мир — который является безопасностью, покоем, дружелюбием. Качество, подаятелем и примером которого является Бог.
Долготерпение — это моя способность признавать за Богом право помещать меня в различные обстоятельства.
Благость — Божья созидающая работа в нас, делающая нас способными быть добрыми по отношению к другим.
Милосердие — это то, как эта доброта выражается в конкретных поступках. Милосердие — это способность совершать добрые дела не в ответ на что-то, не из корысти, а из побуждений любви и доброты.
Вера — это наша верность (можно назвать это надежностью) перед людьми, которая строится на прочном фундаменте нашего послушания Богу.
Кротость — это созидающая и формирующая сила.
Делающая нас способными возвышать других, а не себя.
И последняя грань Духа Святого в нас, о которой мы поговорим сегодня, это «Воздержание».
Воздержание, что это?
εγκράτεια· (энкрАтэйа) — воздержание;
Ближайший синоним этого слова в библейском контексте — это «самообладание».
Бог наделил нас абсолютной свободой.
«Все мне позволительно», заявляет Павел в первом послании Коринфянам. Но при этом сразу добавляет некоторые детали.
23 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает.
(1Кор.10:23)
Верующий человек действительно наделен большой свободой, но при этом от нас ожидается мудрое применение этой свободы.
Павел тут отмечает два важных принципа. Из того, что мы гипотетически свободны делать:
1. не все полезно;
2. не все назидает.
Т.е. От нас ожидается, что мы должны самостоятельно руководить своей свободой таким образом, чтобы то, что мы для себя выбираем было способно назидать нас и приносило нам пользу.
В 1Кор.6:12 открывается еще одна деталь.
12 Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.
(1Кор.6:12)
Мы должны понимать, что некоторые вещи, которые мы свободны делать и выбирать, в конечном счет могут привести нас к зависимости. И от таких сфер нам тоже стоит держаться в стороне.
Итак, мы свободны делать всё, но от нас ожидается, что мы будем способны сами отказываться от некоторых вещей или явлений, которые не назидают нас, которые не приносят нам пользу, и которые в последствие могут привести нас к зависимости.
А как же быть с остальными сферами? Ответом на этот вопрос и является тема сегодняшней проповеди — воздержание.
Апостол Павел сам старался тщательно направлять свою жизнь таким образом, чтобы его жизнь приносила большую пользу и ему самому и другим. Других людей он призывал жить так же.
Призыв Тимофея.
1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом,
2 и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить.
3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа.
4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику.
(2Тим.2:1-4)
Павел приводит пример военного человека, который вынужден терпеть некоторые лишения, для того, чтобы оказываться верным приказам военачальника.
Пример апостола Павла.
24 Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить.
25 Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы — нетленного.
26 И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух;
27 но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.
(1Кор.9:24-27)
Достаточно часто мы можем услышать мнение о нежелании людей сдерживать себя или в чем-то себе отказывает. Но Павел приводит пример неверующих людей, и что для них нормально ради достижения каких-либо целей ограничивать свою жизнь в некоторых сферах.
Тем более верующий человек ради эффективности своей духовной жизни будет воздерживаться от того, что этой эффективности мешает.
Как в реальной жизни практиковать воздержание?
Некоторые выводы мы сделаем исходя из нашего понимания текстов 1Кор.6:12 и 1Кор.10:23, а так же из некоторых других.
1. Ищите того, что способно принести вам духовную пользу.
2. Ищите того, что будет верно формировать ваш характер.
29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
(Еф.4:29)26 какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
(Матф.16:26)
3. Избегайте того, что может привести вас к зависимости от чего-либо кроме Бога.
4. Заботьтесь о нуждах других людей.
24 Никто не ищи своего, но каждый [пользы] другого.
(1Кор.10:24)
5. Делайте то, что способно принести славу Богу.
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
(1Кор.10:31)
Чтобы мы не делали, всё это должно прославлять Бога.
Суммируя всё вышесказанное можно сделать вывод.
Воздержание — это продуманная и дисциплинированная жизнь христианина, которой подчинены все сферы — слова, дела, мысли, желания и действия. Это жизнь направление которой тщательно выбирает верующий человек, основываясь на своем желании жить созидательно, прославляя Бога и пронося духовную пользу окружающим.
Результат духовной жизни.
И только результатом такой жизни, приносящей духовный плод будет свобода от проклятия закона.
… На таковых нет закона.
(Гал.5:23)