Будучи христианами, мы можем обнаружить, что мы сталкиваемся с двумя источниками трудностей.
1. источник находится в нас самих — это наша греховность, несовершенство наших мыслей, мотивов, желаний, наша неопытность, которая зачастую толкает нас на немудрые действия, наши страхи, наша гордость, и т. д.
2. источник находится вне нас. Это обстоятельства и люди, которые нас окружают. Нам трудно быть плодотворными когда наша незрелость натыкается на незрелость других людей. Нам трудно быть плодотворными, когда обстоятельства не благоприятствуют нам.
Человек, о котором мы будем говорить сегодня боролся с теми же двумя источниками трудностей. Он был весьма эмоциональным, и это зачастую проявлялось в виде вспыльчивости или необдуманных поступков. Страх перед людьми и жизненными трудностями порой заставлял его опускать руки. У него не было ответов на все вопросы, и не всегда было достаточно желания учиться. Люди, которые окружали его так же не отличались особой зрелостью, а зачастую и вовсе отвергали его.
Но у этого человека было важное качество — верность Богу. Даже после существенных падений, он возвращался к Господу, и снова и снова покорял свою жизнь Ему. И как следствие действия благодати в жизни этого христианина — его характер, его поступки, его мысли и желания постепенно трансформировались.
Этот человек, этот христианин, этот служитель — апостол Петр.
Мы будем сегодня рассматривать текст Писание в котором отражена первая самостоятельная публичная проповедь апостола Петра. Этот текст записан во второй главе книги Деяния апостолов.
Стоит вспомнить, цель написания этой книги. Книга Деяния является продолжением письма евангелиста Луки к некому Феофилу. И в начале Деяний Лука не подчеркивает какова цель этого письма. Но в первой части письма, в Евангелии от Луки это сделано достаточно прямо:
1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твердое основание того учения, в котором был наставлен.
(Лук.1:1-4)
Навряд ли я скажу вам сегодня что-то новое, но надеюсь, что сегодняшняя проповедь поможет вам утвердиться в некоторых истинах.
1. Каков проповедник
Когда заходит речь о человеке уровня апостола Петра, нам сразу представляется опытный, мудрый, профессиональный служитель. Но важно понимать, что он не всегда был таким.
— Петр изначально был рыбаком
— посторонние люди отмечали, что он был человеком простым и необразованным
13 Видя смелость Петра и Иоанна и приметив, что они люди некнижные и простые, они удивлялись, между тем узнавали их, что они были с Иисусом;
(Деян.4:13)
— Петр не имел большого опыта в проповеди, он проповедовал лишь в те короткие миссионерские походы, в которых учеников по парам отправлял Иисус.
— Петр не закончил семинарии, он учился у Христа всего около 3-х лет (сегодня этого не достаточно даже, чтобы получить степень бакалавра в семинарии)
— Петр был Галилеянином, а галилеяне считались людьми необразованными, которые говорили на своем диалекте, и этим отличались от остальной Иудеи.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
(Деян.2:7)Момент отречения Петра. Его выдало его наречие.
70 Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно.
(Мар.14:70)Об Иисусе, который был родом из Назарета Галилейского
46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.
(Иоан.1:46)
— вера Петра была не в лучшем состоянии.
— он отрекся от Христа перед распятием;
— неоднократно переживал разочарования из-за своих неправильных представлений о Мессии.
— был сильно привязан к миру:
23 Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
(Матф.16:23)
— уснул в гефсимании тогда, когда Христос «скорбил смертельно».
— после смерти и воскресении Христа пытался вернуться к своему прежнему занятию — рыболовству.
— позже, когда уже нес апостольское служение в церкви, подвергся нареканию со стороны Павла, за лицемерие.
Итак, мы видим, что Петр не был профессиональным проповедником и Евангелистом.
Как мы оцениваем себя и свою ответственность в служении на благо Царства Небесного? Останавливает ли нас наш непрофессионализм?
2. Какая аудитория
А теперь давайте посмотрим на аудиторию, которой Петр должен был проповедовать. Евангелист Лука уделяет совсем немного времени для описания слушателей первой масштабной проповеди Петра, но и та информация, что у нас имеется, хорошо поможет нам сформировать общую картину.
1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
(Деян.2:1)праздник седмиц
22 И праздник седмиц совершай, праздник начатков жатвы пшеницы и праздник собирания [плодов] в конце года;
23 три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева,
(Исх.34:22,23)праздник жатвы
16 до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, [и] [тогда] принесите новое хлебное приношение Господу:
(Лев.23:16)Это важнейшие праздники, на которые должны были идти мужчины в Иерусалимский храм:
14 Три раза в году празднуй Мне:
15 наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Мое с пустыми [руками];
16 [наблюдай] и праздник жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял на поле, и праздник собирания плодов в конце года, когда уберешь с поля работу твою.
17 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа.
(Исх.23:14-17)
Т. е., исходя из этого мы можем сделать вывод о том, что как раз в этот момент в Иерусалиме должно было находится множество набожных Иудеев, знающих закон, и пытающихся его исполнять.
Потенциальные слушатели проповеди Петра не были дилетантами, не были невеждами.
Это предположение подтверждается Лукой, автором книги Деяния:
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
(Деян.2:5)
Далее Петр обращаясь к слушателям называет их «мужами Иудейскими и живущими в Иерусалиме»
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
(Деян.2:14)
Итак, Петру предстояла непростая задача проповедовать людям, многие из которых должны быть хорошо подкованными в Писании, многие старались по Писанию жить.
Лука указывает на множество людей пришедших с разных мест:
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне,…………
(Деян.2:8-11)
Исходя из того, о чем мы говорили выше, мы можем сделать вывод, что скорее всего тут идет речь об Иудеях, которые проживали как на территории самой Иудеи, так и иудейской диаспоры из других местностей. В т.ч. тут упоминаются и прозелиты — это люди, которые будучи язычниками были обращены в иудаизм (обрезывались как Иудеи, и должны были исполнять Закон Моисея).
Поэтому Закон должны были знать как и первые так и вторые.
Необразованный, некнижный Петр, который не имел опытности в проповеди и служении при храме, проповедовал убежденным законникам. Казалось бы заведомо проигрышный вариант.
Но Бог призывает нас не унывать и полагаться на Него:
17 Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.
18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия.
19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.
20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?
21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.
22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;
23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;
25 потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.
26 Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много [из вас] мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных;
27 но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное;
28 и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, —
29 для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.
(1Кор.1:17-29)
3. Суть Вести
а) весть указывает на Божье величие
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих [делах] Божиих?
(Деян.2:11)
Апостолы включая Петра проповедовали о Божьем величии. Они возможно цитировали тексты, которые часто звучали на Иудейских праздниках, и которые должны быть хорошо знакомы многим иудеям. Но при этом часто тексты, которые проповедуют о качествах Бога мы можем пропускать мимо ушей, не задумываясь над ними, а больше обращая внимание на тексты, которые нам могут показаться более практичными.
Одним из таких праздничных популярных текстов была хвалебная песнь Моисея об избавлении от Египтян:
1 Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море.
2 Господь крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его.
3 Господь муж брани, Иегова имя Ему.
4 Колесницы фараона и войско его ввергнул Он в море, и избранные военачальники его потонули в Чермном море.
5 Пучины покрыли их: они пошли в глубину, как камень.
(Бог управляет стихиями)
6 Десница (правая рука) Твоя, Господи, прославилась силою; десница Твоя, Господи, сразила врага.
7 Величием славы Твоей Ты низложил восставших против Тебя. Ты послал гнев Твой, и он попалил их, как солому.
8 От дуновения Твоего расступились воды, влага стала, как стена, огустели пучины в сердце моря.
9 Враг сказал: погонюсь, настигну, разделю добычу; насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя.
10 Ты дунул духом Твоим, и покрыло их море: они погрузились, как свинец, в великих водах.
11 Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостью, досточтим хвалами, Творец чудес?
12 Ты простер десницу Твою: поглотила их земля.
13 Ты ведешь милостью Твоею народ сей, который Ты избавил, — сопровождаешь силою Твоею в жилище святыни Твоей.
14 Услышали народы и трепещут: ужас объял жителей Филистимских;
15 тогда смутились князья Едомовы, трепет объял вождей Моавитских, уныли все жители Ханаана.
16 Да нападет на них страх и ужас; от величия мышцы Твоей да онемеют они, как камень, доколе проходит народ Твой, Господи, доколе проходит сей народ, который Ты приобрел.
17 Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка!
18 Господь будет царствовать во веки и в вечность.
(Исх.15:1-18)
б) весть опирается на Священное Писание
Тут начинается сама проповедь Петра
14 Петр же, став с одиннадцатью, возвысил голос свой и возгласил им: мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме! сие да будет вам известно, и внимайте словам моим:
15 они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня;
16 но это есть предреченное пророком Иоилем:
(Деян.2:14-16)25 Ибо Давид говорит о Нем:
(Деян.2:25)
Петр цитирует Иоиля 2 и с 25-го стиха Псалом 15.
в) весть указывает на подвиг Христа и на Его личность
22 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете,
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
24 но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его.
25 Ибо Давид говорит о Нем: видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался.
26 От того возрадовалось сердце мое и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании,
27 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления.
28 Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим.
29 Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.
30 Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его,
31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления.
32 Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели.
33 Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите.
34 Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня,
35 доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, ….
(Деян.2:22-36)
г) весть говорит об испорченности и греховности человека
23 Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили;
(Деян.2:23)
36 Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли.
(Деян.2:36)
Вы оказались настолько слепы, что распяли мессию!
Вы не заметили спасителя!
Вы были слишком увлечены собой и этим миром, что Бог оказался незамеченным вами!
Ваше сердце было переполнено всяким мусором, который не имеет никакой ценности в вечности!
Христос не засиял для вас!
Ваша религиозность была номинальной, фантиком, фальшивкой!
Весть о том, что они распяли Мессию, должна была шокировать их!
Они не преклонились перед Мессией. Царь царей был перед ними, а они не оказали Ему должного почтения! Их жизнь, их сердце, их мысли их желания оказались увлеченными чем угодно но не Христом! Их прославление Бога в храме оказалось лицемерием! Оказывается Бог не слышал их, и Ему не нужно было их лицемерное преклонение!
Они убили позорной смертью, растерзали, унизили, оплевали Того, кто пришел спасти их!
Казалось, что эта истина, должна была стать переломной для слушателей.
Но давайте посмотрим, какова была реакция окружающих.
4. Реакция слушающих
Одни проявили интерес и любопытство, другие лишь насмехались.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
(Деян.2:7)
12 И изумлялись все и, недоумевая, говорили друг другу: что это значит?
13 А иные, насмехаясь, говорили: они напились сладкого вина.
(Деян.2:12,13)
Некоторые были пронзены проповедью в самое сердце:
37 Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?
38 Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа.
(Деян.2:37,38)
Греческое слово, которое тут переводится как «умилялись» означало не совсем то, что имели ввиду переводчики на русский язык.
Это слово использовалось в двух случаях:
1. когда кто-то чувствовал физическую боль от внешнего воздействия, так когда кого-то пронзают мечом.
2. для описания глубочайшего внутреннего переживания или удрученности. Боль души.
Но так сокрушились перед Богом не все слушающие, а лишь те, кто охотно приняли весть:
41 Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч.
(Деян.2:41)
Выводы:
1. Бог хочет использовать каждого из нас. Не ждите удобного момента, чтобы начать служить Богу. Такой момент никогда не настанет! Не смотрите на свои слабости, неуверенность в себе, неопытность! Доверяйте Богу и старайтесь быть послушными Ему!
2. В служении мы обязательно будем сталкиваться с людьми, которые будут пугать нас. Но нам надо помнить, что авторитеты это мира ничего не стоят перед Богом, они — пустышка!
3. Не надейтесь в своем служении на 100% результат, и не разочаровывайтесь, когда результат не оправдывает ваших ожиданий. Будьте ведомыми не результатом, не мнениями других, не удовлетворением от собственной опытности, а Божьими повелениями. Пусть они руководят вами!
4. Центром нашего служения должен быть Иисус Христос, и тот подвиг, который Он совершил. Это должно быть очевидно и для нас самих и для окружающих. Пусть наша жизнь проповедует о Нем!