Вера.
Достаточно часто христиане задаются вопросом: «какова Божья воля касательно моей жизни»?
Такие вопросы звучат как и в отношении к жизни в целом, так и в отдельно взятых ситуациях.
Когда вам предоставляется какой-либо выбор, как принять верное решение?
Как угодить Богу в той или иной ситуации?
Как быть уверенным в том, что вы поступаете верно?
Текст, на который мы обращали ранее и обратим сегодня свое внимание еще раз помогает нам сформировать ответ на эти вопросы.
В этом тексте содержится увещевание или призыв к верующим людям, как они должны поступать в разных сферах своей жизни.
Этот текст открывает различные грани жизни Духа Святого в нас. Это текст о плоде духа.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
Когда мы читаем эту часть послания апостола Павла Галатийским церквам, мы видим достаточно понятную модель взаимоотношений между людьми. Павел, закладывал как бы шаблон, в рамках которого верующие должны стараться жить.
Не знаете как поступить в той или иной ситуации, вспоминайте два стиха из посланий Галатам, и старайтесь поступать в соответствии с ними.
Например, всегда помните, что вы должны быть примером и проводником любви. Каждый выбор или трудное решение, должны основываться на вашей любви к людям и к Богу.
Радуйтесь в разных обстоятельствах жизни, боритесь за радость. Если вы видите, что какой-либо путь может привести к потери радости в Боге, будьте готовы отказаться от этого пути.
Сохраняйте мир и будьте миротворцами. Старайтесь даже в несправедливых к вам ситуациях быть теми, кто гасит накал страстей, а не подливает масла в огонь.
И так далее… Практикуйте каждую из граней плода духа, и вы будете уверены, что поступаете в соответствии с Божьей волей. Вы будете знать, что радуете Бога своей жизнью, и от этого будете приобретать всё больше мира, покоя и радости.
О какой вере идет речь?
Следующая грань плода, который Дух Святой должен производить в нашей жизни — это ВЕРА.
Прежде чем поговорить о том, как практиковать эту грань в своей жизни, нам необходимо понять, о чем идет речь.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
О какой вере идет речь? О спасающей вере, или может быть об общей вере, что Бог есть? Может тут идет речь о вере в людей? А может вообще о чем-то третьем?
Итак, давайте попробуем разобраться.
Первое, что нам поможет понять, о чем идет речь — это контекст.
Если мы посмотрим, сначала 5-ой главы, то увидим, что там идет речь об попытках членами Галатийских церквей исполнить весь закон. Далее Павел указывать на тщетность таких попыток, и на блаженство свободы от закона, которая дана нам по вере в Иисуса Христа.
Но при этом Павел делает одно уточнение, что в законе содержатся важные повеления, которые мы должны стараться исполнять.
Так например в 13,14 стихах написано:
13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
(Гал.5:13,14)
Итак, мы видим, что Павел поднимает одну существенную проблему, которая была на тот момент в церквах Галатийских.
Эта проблема заключалась в том, что в своей погоне за самоправедностью верующие элементарно не замечали своих братьев и сестер. А порой и вовсе всячески унижали и использовали других для своего блага.
Об этом ясно написано дальше:
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
(Гал.5:15)
Таким образом Павел переводит взгляд читателей послания на проблему взаимоотношений внутри церкви между верующими людьми.
То, что вторая половина 5-ой главы говорит об отношениях между христианами и видно из последнего стиха:
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
(Гал.5:26)
Итак, первое важное наблюдение, которое мы можем сделать: стихи, в которых отражены грани плода духа, говорят о взаимоотношениях между людьми.
Т.е. это не просто общие, гипотетические понятия, а это достаточно конкретные повеления, на основании чего мы должны выстраивать наши отношения с другими людьми.
Давайте еще раз посмотрим на текст, в которым описан плод духа.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
Когда мы говорим, например, о любви, радости, мире, долготерпении и т. д., то достаточно понятно, как практиковать эти понятия в отношениях между людьми. Но когда мы доходим до слова «вера», становится не совсем понятно, к чему это слово тут употреблено. Мы привыкли к тому, что когда мы в Библии встречаем слово «вера», оно как правило относится к нашим взаимоотношениям с Богом, а не с людьми. В Бога нам необходимо верить, вера в Него спасает нас.
Но не совсем ясно, как это слово вписывается в контекст взаимоотношений с людьми.
И тут нам поможет второе важное наблюдение — греческое слово πίστις (пИстис) не всегда обозначает веру человека в Бога.
Например, в тексте:
3 Ибо что же? если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию?
(Рим.3:3)
Это же греческое «пИстис» переведено как «верность» и указывает на верность Бога своим обещаниями.
Точно так же это слово переведено и в другом месте:
9 Рабов [увещевай] повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить,
10 не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога.
(Тит.2:9,10)
Итак, на основании этих двух наблюдений, мы можем сделать вывод о том, что скорее всего в тексте о плоде духа идет речь о «верности».
Современный перевод «Радостная весть»
22 А плоды Духа — любовь, радость, мир, стойкость, доброта, щедрость, верность,
(Гал.5:22)
Современный перевод издательства IBS, который называют «Слово Жизни»:
22 Плод же Духа в нашей жизни — это любовь, радость, мир, долготерпение, доброта, доброжелательность, верность,
(Гал.5:22)
В англоязычных переводах таких как «Новая интернациональная версия» и «Новая американская стандартная Библия» так же используется английское слово «faithfulness», которое переводится на русский как «верность».
Так же один из лучших переводов Нового Завета на русский язык — перевод Епископа Кассиана гласит:
22 Плод же Духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброта, верность,
(Гал.5:22)
Итак, опираясь на сделанные выше наблюдения, мы можем сделать вывод, что речь идет скорее о верности. И именно в этом направлении нам стоит дальше продолжить размышления.
Как мы увидели, Павел говоря об отношениях, и жизни угодной Богу, напоминает о таком качестве как верность. Это понятие в жизни христианина можно условно разбить на две составляющие, причем вторая непременно должна вытекать из первой.
1. составляющая — верность Богу.
2. составляющая — верность перед людьми.
И именно об этих двух аспектах мы поговорим.
1. Верность Богу.
Как и все остальные грани плода духа, качество верности так же строится на примере Божьего характера. Он — Бог верный.
Уже начиная с первых Библейских текстов Бог открывает Себя, как Бог верный.
Выводя Израильский народ из Египта, Бог учит их важнейшим вещам. Одна из которых — знать каков истинный Бог.
9 Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет [Свой] и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов,
(Втор.7:9)5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
(Пс.145:5,6)
Бог говорит о себе как о Том, Который держит Слово, Он не изменяется, Он не подстраивается под обстоятельства, он не меняет Свое мнение. Он — Верный.
И очень важно заметить именно то, что верность Бога Своим обещаниям не зависит от внешних обстоятельств.
11 Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем;
12 если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас;
13 если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может.
(2Тим.2:11-13)
Такова верность Божья самому Себе, Своему Слову, дает и нам уверенности в трудных обстоятельствах.
14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.
15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.
17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,
18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа.
19 Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи.
20 Твердо помнит это душа моя и падает во мне.
21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:
22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
(Плач.3:14-23)
Божья Верность вдохновляет нас быть верными Ему.
22 да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою,
23 будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший.
(Евр.10:22,23)
Почему я должен жить жизнью угодной Богу? Почему я должен быть верен Ему несмотря на трудности жизни?
Потому что Он оказался верен во всем! Он исполняет обещания!
Это та истина, которая должна утешать наши сердца в тяжелые моменты жизни. Тогда, когда нас одолевают сомнения и разочарования. Полагайтесь на Бога, помните о Его верности, которую Он доказывал неоднократно, и которую доказал в большей мере в том, что на земле однажды родился Его Сын — Иисус Христос. Человечество, которое заслужило лишь вечное осуждение в адском огне, получило шанс на спасение в лице Иисуса Христа, потому что Бог верен своим обещаниям! А раз мы убедились в верности Божией в исполнившихся обещаниях, будем убеждены и в тех, которые еще пока не исполнились.
Итак, говоря об аспекте верности Богу, сделаем некоторые выводы:
1. Божья верность непоколебима;
2. Божья верность способна утешить наши сердца;
3. Божья верность вдохновляет нас жить жизнью угодной Богу, и быть верными Ему.
2. Верность перед людьми.
Бог несомненно ожидает от нас верности.
Вспомните текст из откровения, в котором в числе прочего написано и следующее:
… Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
(Откр.2:10)
Христос одобряя качество верности в одной из притч говорит о том, что Бог готов верному рабу доверить больше ответственности. Вспомните, как в притче о талантах господин одобряет верность первых двух рабов:
21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.
(Матф.25:21)
В то же самое время неверный раб в притче назван «лукавый раб и ленивый» (26 ст.).
Заметьте — верность Богу, доброе качество, качество человека, который может взять на себя много ответственности. В то же время, как неверность Богу сопряжена с лукавством. Неверный Богу, согласно этому тексту — это человек без стандартов и верных убеждений, человек без фундаментальных принципов. Это человек, которому нельзя вверить ответственные задачи.
Верность христианина Богу — одно из первоочередных качеств жизни христианина, которым он может послужить другим людям!
Т.е.:
— то, насколько мы успешны в своем служении людям,
— то, насколько мы способны брать на себя ответственность, и выполнять тяжелые задачи,
— то, насколько мы продуктивны даже в трудные времена, зависит от того, насколько мы верны Богу и Его Слову!
На страницах Нового Заветы мы можем найти много примеров верных служителей.
Верным, например, были назван Тимофей в 1Кор 4:17, и поэтому Павел доверил ему ответственное служение в проблемной коринфской церкви.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
(1Кор.4:17)
Верный Епафрас донес спасительное Евангелие до жителей Колосс (об этом говорится в послании Колосянам 1:7).
3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
4 услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
5 в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
6 которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
7 как и научились от Епафраса, возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,
(Кол.1:3-7)
Колосской церкви служили еще два служителя, которые названы верными — Тихик и Онисим, этим людям было поручено привезти от Павла послание в Колоссы, а так же утешать верующих там, которые находились в трудных обстоятельствах (Кол. 4:7-9).
7 О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,
8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших [обстоятельствах] и утешил сердца ваши,
9 с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.
(Кол.4:7-9)
Как Павел доверил Тихику и Онисиму доставку послания в Колоссы, так Петр доверил эту ответственную задачу другому христианину по имени Сила, которого Петр так же назвал верным.
12 Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата, чтобы уверить вас, утешая и свидетельствуя, что это истинная благодать Божия, в которой вы стоите.
(1Пет.5:12)
Итак, на множестве примеров мы увидели, что качество верности является незаменимым как и в каждодневной жизни христианина, так и в вопросах созидания церкви.
О последней сфере Павел написал такие слова:
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
(1Кор.4:2)
Мы сегодня достаточно много поговорили о верности. Мы смотрели на это качество в двух областях.
1. Наша верность Богу, которая вытекает из верности Господа самому себе и своим обещаниям.
2. Наша верность (можно назвать это надежностью) перед людьми, которая строится на прочном фундаменте нашего послушания Богу.
Пожелания.
1. И в простые и трудные времена жизни вспоминайте о верности Бога, которую Он постоянно являет через исполнение своих обещаний, и в первую очередь через жертву Иисуса Христа ради нас.
2. Благодарите Бога за такую Его верность.
3. Боритесь за то, чтобы сохранять со своей стороны верность Господу в разных сферах жизни вне зависимости от того, в каких обстоятельствах вы находитесь.
4. Цените возможность быть примером такой верности для других людей.
5. Ободряйте других сохранять верность Богу.