Сегодня продолжим говорить о настоящей духовности.
Когда мы начинали размышлять над столь важной темой как плод духа, мы обратили внимание, что представленные Павлом грани плода Духа можно условно определить в две плоскости:
— сфера чувств;
— сфера дел.
До этого мы говорили о таких плодах как любовь, радость, мир, долготерпение, благость, которые в больше мере относятся к сфере чувств, которые конечно же впоследствии выражаются через дела, то плод о котором будет говорить сегодня больше преимущественно занимает непосредственно сферу дел. Этот плод — милосердие.
Плод милосердия является неотъемлемой характеристикой христианина для жизни в церкви. Мы так же с вами увидим, что милосердие чрезвычайно важный аспект характера для того, чтобы христианин в различных практических сферах жизни мог достигать успеха.
Подумайте, чем христианство является для вас?
— для кого-то регулярные, но совершенно обыденные походы на собрание церкви;
— для кого-то это группа людей, с которыми вам комфортно общаться;
— для кого-то это отвественность, которая давит, но которую нельзя оставить.
Но настоящее христианство в первую очередь выражается через постоянное изменение характера. Причем это изменение должно происходить в соответствии с Писанием в направлении уподоблению Христу.
Об этом говорил Павел в послании Филипийцам:
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
(Фил.2:5)
Об этом в одном из своих посланий писал и апостол Петр, говоря о способности переносить скорби:
21 Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его.
(1Пет.2:21)
Эти тексты напрямую проистекают из учения Иисуса Христа. Например однажды он сказал такие слова:
27 Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.
28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;
29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;
30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.
(Матф.11:27-30)
Причем Христос подчеркивал, что уподобление Ему — это благо для христианина, и только через это христианин найдет покой для своей души.
Итак, мы видим, что изменяемый характер — это неотъемлемая составляющая жизни каждого христианина.
Плод духа, который мы рассмотрим сегодня, милосердие, затрагивает как и характер христианина, так и его практическую жизнь. Этот дар — это способность христианином совершать добрые дела.
То, что мы должны стремиться к тому, чтобы наш характер, наше сердце менялось, мы увидели ряд текстов, говорящих об этом. Но и о нашей способности совершать добрые дела Библия тоже говорит достаточно много.
Например говоря о роли Писания в жизни христианина Павел пишет Тимофею следующие слова:
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(2Тим.3:16,17)
Эти слова опосредованно были направлены к Ефесской церкви, пасторскую роль в которой в тот момент нес молодой Тимофей.
Но и в своем послании напрямую Ефесянам Павел пишет о важности того, чтобы мы христиане были способны совершать добрые дела:
10 Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
(Еф.2:10)
Итак, мы видим насколько важно заботиться о том, чтобы наш характер менялся, и чтобы нам быть способными совершать добрые дела. Поэтому место Писания о плоде Духа, на которое направлен наш взгляд, столь важно для нас.
Итак мы говорим о милосердии.
Вначале мы постараемся разобраться, что же этот плод из себя представляет.
Второе, что достаточно важно для нас, это определить неотъемлемые характеристики милосердия.
И третье, мы посмотрим на важность наличия этой черты характера в жизни христианина.
Что такое милосердие.
Милосердие в списке плодов идет следом за Благостью. И понятие Милосердия очень близко к Благости. Интересно, что слово Благость и слово Милосердие можно было бы перевести одним словом «Доброта», но при этом два этих понятия имеют разные оттенки.
Если мы говорим о благости, то там идет речь о доброте, как расположении к другому человеку, или о доброте как состоянии нежности.
А когда Библия говорит о милосердии, то она говорит о доброте выраженном в определенных действиях. Можно сказать так, Благость — это мотив, Милосердие же — это выражение.
Проще говоря Милосердие — это способность совершать добрые дела не в ответ на что-то, не из корысти, а из побуждений любви и доброты.
Джон МакАртур в комментариях к учебной Библии говорит о милосердии как о:
«моральном и духовном качестве, проявляющемся в добрых делах».
1. Милосердие — забота выше справедливости.
Некоторые аспекты милосердия мы увидим прочитав с вами некоторые библейские тексты. Неплохо выражено милосердие в истории, рассказанной Иисусом Христом, о богаче и Лазаре.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
(Лук.16:19-24)
Для богача реальность была полностью определена. Рай и ад перестали быть для него религиозной чепухой, это стало для него неотвратимой реальностью. Там ему пришло осознание, что он не в праве требовать чего-либо от Бога, он может лишь надеяться на милосердие.
Это та реальность, которую мы должны осознать! Мы нуждаемся в милосердии Божьем! Мы живем благодаря этому милосердию и спасаемся лишь благодаря ему!
2. Милосердие — одна из граней мудрости.
17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
(Иак.3:17)
Мы видим, что милосердие — это практическое выражение мудрости. Поэтому важно понимать, что милосердие не может быть бездумным.
22 И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, (с рассуждением)
(Иуд.1:22)
Когда мы делаем добро другим, крайне важно рассуждать над тем, как сделать добро так, чтобы оно действительно принесло пользу человеку, а не способствовало греху и не потакало испорченному характеру.
3. Милосердие — одна из граней любви.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
(1Кор.13:4)
4. Милосердие — один из важнейших элементов в единстве церкви.
1 Итак, если [есть] какое утешение во Христе, если [есть] какая отрада любви, если [есть] какое общение духа, если [есть] какое милосердие и сострадательность,
2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны;
3 ничего [не делайте] по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.
(Фил.2:1-3)
Наше желание и способность делать добро друг другу, укрепляет церковь!
Церковь это не место, где каждый служит сам себе! Это не место, где мы используем других для исполнения собственных желаний! Это место где мы практикуем служение друг другу!
Неотъемлемые характеристики милосердия.
1. Милосердие должно быть созидательным.
2. Милосердие используется с мудростью.
3. Милосердие — это не инструмент для укрепления собственного авторитета.
4. Милосердие — качество нашего характера, которое должно указывать не на нас самих, а на Бога, который является примером и источником милосердия.
17 И все, что вы делаете, словом или делом, все [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.
(Кол.3:17)
5. Милосердие должно служить к созиданию или укреплению церкви.
6. Милосердие должно исходить не из чувства долга или ответственности (хотя, несомненно, обе эти характеристики хороши), а в первую очередь из любви к людям.
Призывы Писания к милосердию.
Мы сейчас прочитаем с вами три текста, которые помимо общей темы объединены тем, что начинаются с резюмирующего слова «Итак» или «Наконец». Тем самым авторы этих слов указывают на то, что то, чему они учат — это цель, к которой христиане должны прийти.
Петр в своем первом послании в третьей главе приводит пример того, как разные люди могут служить друг другу тем самым угождать Богу. Петр отмечает, что на разных людей возлагаются разные ответственности. Например, он пишет о мужья и женах, подчеркивает их уникальность, и их уникальную роль, и что для каждой роли есть свои сферы в которых надо много прилагать усилий.
Но есть что-то такое, что одинаково важно для всех христиан.
8 Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры;
9 не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение.
(1Пет.3:8,9)
Итак, милосердие — это черта, это качество, которым должна характеризоваться жизнь каждого христианина.
Прошлый раз говоря о благости, мы говорили, что это качество не является нашим по природе, мы были злы, но нам предлагается благость Божья, в которую мы можем одеться как в одежду. То же самое говориться и о милосердии.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
(Кол.3:12,13)
Иисус Христос, так же указывал на нашу неспособность быть милосердными, и на то, что Отец Небесный — источник милосердия, способен наделить нас этим важным качеством.
35 Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.
36 Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.
(Лук.6:35,36)