Любовь.
Вводная часть.
Прежде, чем рассматривать каждый плод в отдельности. Стоит сделать несколько замечаний.
Замечание первое. Духовный плод — это показатель зрелости.
Добрые дела — это показатель зрелости.
16 Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности,
17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.
(2Тим.3:16,17)
Благодатные чувства — это показатель зрелости.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец;
14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла.
(Евр.5:13,14)
Стоит обратить внимание на то, что как и в первом тексте о добрых делах употребляется слово «совершен», так и во втором говорится, что у «совершенных» чувства приучены к различению добра и зла. Зрелые христиане обладают способностью воспроизводить как и добрые дела, так и благодатные чувства.
Замечание второе. Духовные плоды — это не цель, а следствие духовной жизни, и средство к достижению более важных целей.
Иногда люди говорят: «если я научусь любить, мне будет легче жить, я буду по-другому смотреть на жинзь, людей, и обстоятельства».
Хотя в 14-ой главе первого послания Коринфской церкви говорится:
1 Достигайте любви; ревнуйте о [дарах] духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
(1Кор.14:1)
Дар (плод) используется для более высокой цели — назидания церкви.
12 Так и вы, ревнуя о [дарах] духовных, старайтесь обогатиться [ими] к назиданию церкви.
(1Кор.14:12)
Зрелая церковь прославляет Бога своей жизнью.
12 и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения.
(1Пет.2:12)11 Говорит ли кто, [говори] как слова Божии; служит ли кто, [служи] по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.
(1Пет.4:11)1 Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой — виноградарь.
2 Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода.
3 Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам.
4 Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне.
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают.
7 Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам.
8 Тем прославится Отец Мой, если вы принесете много плода и будете Моими учениками.
(Иоан.15:1-8)
Основная часть.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
(Гал.5:22,23)
Скажу сразу, что такую обширную тему, как любовь (и ниже мы убедимся в ее обширности) невозможно осветить за одну проповедь.
В этой проповеди я практически не буду говорить о том, как любовь применяется в каждом конкретном случае. А ведь действия любви к разным людям и в разных обстоятельствах должны быть разными. Так же, мы видим и проявление Божией любви к разным людям выражается в разных вещах.
Например любовь к Бога к Израилю выражалась в особой заботе, в том что Израилю были даны пророки и Закон. Среди Израиля родился Спаситель. В будущем Бог приготовил для Израиля семилетнюю скорбь, как инструмент очищения, и после скорби 1000-летнее царство.
Любовь к Церкви выражается в освещении и формировании сердец, при этом для этого могут использоваться и трудности и испытания, но всё это из любви.
Любовь к грешникам Бог выразил в том, что послал своего Сына (Ин. 3:16), а не в том, чтобы дать им богатство, здоровье, сохранить от войн. Ведь вечная жизнь намного важнее скоротечной жизни на земле.
Так же и наша любовь к разным людям и Богу, выражается в разных вещах, поступках, решениях, желаниях, и в разной ответственности.
Сегодня говоря о любви, я постараюсь рассмотреть ее именно в том контексте, в котором она упоминается в послании Галатам.
Первый по порядку и по важности плод — любовь. Почему я делаю такой вывод?
В 1-м послании Коринфянам в 13-ой главе некоторые из плодов перечислены, как производные любви.
— Например, плод «долготерпение», в 4-м стихе говорится «любовь долготерпит».
— Плод «милосердие», в том же 4-м стихе говорится, что «любовь милосерсдтвует».
— Возьмем плод «долготерпение», о любви сказано, что она «всё переносит».
— Плод «кротость», соответствует действиям любви, которая «не завидует, не превозносится, не ищет своего».
— Что касается такого плода как «вера», то сравнивая ее с любовью, в 1Кор, Павел говорит: «А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (13 ст.).
— Более того, некоторые из плодов, такие как «кротость», «долготерпение», и «милосердие» перечисляются еще в одном послании Павла, и там же они сравниваются с любовью.
12 Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение,
13 снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы.
14 Более же всего [облекитесь] в любовь, которая есть совокупность совершенства.
(Кол.3:12-14)
В этом тексте Павел говорит, что избраные Божии, святые должны быть облечены в эти плоды, но важнее всего, чтобы они были облечены в любовь.
Александр Строк – известный американский исследователь, преподаватель Библии, пресвитер одной из церквей в США. В своей книге «Любовь – основа служения», комментируя тексты ап.Павла о любви в послании Коринфянам написал следующее:
«Без любви все наши великие дары и высшие достижения абсолютно бесплодны и для церкви, и пред Богом. По словам Павла, ничто не имеет сколько-нибудь существенной ценности, если оно не движимо любовью»
Итак, первый вывод, который можно сделать — любовь главный из перечисленных плодов, который ярче всего являет Божье избрание и Божью святость.
Актуальность проблемы.
В то время, как такой плод духа как любовь является самым важным плодом, большое количество христиан оказываются практически неспособными к должному его воспроизведению.
Мы можем научиться любить близких нам людей, но часто оказываемся неспособными любить других людей, любить грешников, или любить наших врагов.
Насколько далека наша практическая праведность и святость от праведности и святости Божьей, так к сожалению наша способность любить зачастую так же далека от всеобъемлющей Божией любви.
Именно поэтому вопросу любви так много уделяется внимания Иисусом Христом и библейскими авторами на страницах Нового Завета.
— Иисус учил о любви Бога к человеку и о любви между людьми.
— Недостаток любви Он отождествлял с беззаконием.
— А учеников призывал укрепляться в любви.
Апостол Петр пишет свое послание «пришельцам, рассеянным в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии», в котором также говорит в том числе и о любви.
О любви праведника к Богу неоднократно говорит в своем письме евреям, находящимся в рассеянии, Иаков.
Апостол Иоанн же в своих посланиях пишет о любви более 10 раз.
О любви в своем небольшом послании пишет и Иуда, один из братьев Иисуса Христа.
О любви пишет Павел в
— послании Римлянам;
— в обоих посланиях Коринфянам;
— в посланиях Галатам, Ефесянам (Ефесской церкви о любви писал Иоанн в Откровении в послании семи церквам), Филипийцам, Колосянам;
— в обоих посланиях Фесалоникской церкви;
— в обоих посланиях Тимофею и послании Титу;
— даже в послании Филимону, которое состоит всего из одной главы, Павел неоднократно пишет о любви, которая способна утешать, и мотивировать на добрые дела.
О любви Божией и о любви друг к другу пишет и автор послания Евреям.
Как мы видим, нет ни одной книги Нового Завета в которой бы не упоминалась важность и действенность любви.
Частота возвращения к теме любви авторами посланий говорит не только о том, что эта тема настолько важна, но, к сожалению и о том, что первая церковь не вполне успешно эту любовь практиковала.
Итак, второй вывод — будучи главным плодом духа, на практике любовь далеко не всегда является первостепенной характеристикой некоторых или, может быть, многих христиан.
И мы должны быть честны с собой, когда обнаруживаем в себе неспособность к должному воспроизведению столь важного для жизни христианина плода.
Потому что следующими шагами, после признания практической неспособности любить должным образом, будут шаги поиска, и познания Источника Любви — нашего Бога, о котором сказанно в первом послании Иоанна, что Он есть Любовь.
Любовь — это часть Божьего характера, в который мы должны приображаться.
Любить и делать способными любить — это отличительная черта божественной Троицы.
Дух Святой — Дух любви
7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
(2Тим.1:7)5 Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
(Иак.4:5)5 а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.
(Рим.5:5)
Бог Отец есть любовь.
В том же первом послании Иоанна, где дважды говорится, что «Бог есть любовь», говорится и о том, что Бог эту любовь дает нам.
1 Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими.
(1Иоан.3:1)
Христос ставит свою любовь в пример.
34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
(Иоан.13:34)
Третий вывод: источником, примером и вдохновителем жить жизнью любви является Бог. Любовь — это одна из характеристик Бога, и характеристик взаимоотношений Его с человечеством.
Я напомню выводы, которые мы сделали ранее.
1 вывод. Любовь — главный из плодов Духа и плод, который ярче всего являет Божье избрание и Божью святость.
2 вывод. Будучи главным плодом духа, любовь является и тем плодом, который мы — духовные существа, оказываемся далеко не всегда способными воспроизводить.
3 вывод. Примером и подаятелем любви, является Бог.
В связи с этими выводами напрашивается один вопрос, как нам напитаться из этого источника, как научиться любить?
Может быть достаточно того, что мы послушаем проповедь и согласимся с ней? Может быть достаточно, что мы сделаем правельные выводы?
Христаинский автор, о котором я упоминал выше — Александр Строк, в своей книге написал следующие слова:
«Недостаточно просто слушать библейское учение о любви и быть с ним согласным. Мы должны претворять библейскую любовь в жизнь. Только те, кто слышит и исполняет слово, являются … блаженными…»
Но вопрос, как быть способными исполнить призыв любить, остается открытым. И ответ на него нам дает апостол Петр во втором послании.
Через познание Бога мы приобретаем черты Его характера.
3 Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию,
4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью:
(2Пет.1:3,4)
Несколько наблюдений:
1. у Бога есть Его сверхъестественная Божественная сила, которая неизмеримо могущественней нашей;
2. от этой силы дано нам все необходимое для жизни и благочестия, и мы уже не так уж бессильны;
3. есть один путь для получения этой силы — познание Бога, как славного Бога и благого Бога;
4. Бог дал нам массу обещаний (обетований), которые многократно подтверждены им самим на практике;
5. через познание Бога и утверждение в Его обещаниях мы становимся способными удаляться от растления похотью и становиться причастниками Божеского естества.
θείας (тхЭйас) — Божественной
κοινωνοι (койнонОй) — сообщники
φύσεως, (фЮсэос ) — природы
Тут не идет речь, о том, что мы частично становимся Богами, но о том, что наш характер начинает отражать характер Божий
Выводы:
1 вывод. Любовь — главный из плодов Духа и плод, который ярче всего являет Божье избрание и Божью святость.
2 вывод. Будучи главным плодом духа, любовь является и тем плодом, который мы — духовные существа, оказываемся далеко не всегда способными воспроизводить.
3 вывод. Примером и подаятелем любви, является Бог.
4 вывод. Воспроизводить плод любви мы становимся способными познавая Бога, Его обещания, Его характер, Его волю, удалясь от похотей, и отражая Его характер в нашей жизни.
1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.
3 И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
…
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.
(1Кор.13:1-13)