Возможно для некоторых церквей вопрос о специфике и форме проведения домашних групп уже пройденный этап, но я до сих пор постоянно сталкиваюсь с большим количеством совершенно разных мнений от разного рода служителей касательно этого вопроса. На эту тему пишутся книги и проводятся семинары. Но как показывает практика, большое количество информации не является показателем библейской успешности в этой сфере. Слово «библейской» в предыдущем предложении неспроста, ведь часто учение о малых группах строится относительно совсем других показателей успешности. Поэтому я решил выделить время для того чтобы более основательно вникнуть в достаточно важный для жизни и роста поместных церквей вопрос.
Как проходят малые группы и почему?
Бытует миф о том, что о малых группах в Библии говорится не достаточно, но с важностью проведения домашних групп согласятся многие. Вот уж действительно есть где развернуться всякого рода разработчикам современных программ для служения. Практика проведения малых групп в наших церквях появилась относительно недавно, но за это время успел сформироваться определенный взгляд на форму их проведения и содержание.
Клуб анонимных …, или на приеме у психолога.
Очень прижилась модель проведения группы, когда главная задача, это чтобы каждый высказался (выговорился, поделился переживаниями, открылся, поучаствовал в дискуссии). Руководитель (служитель) при этом выступает в роли дирижера, как бы направляя беседу, не давая ей заглохнуть. Возможно, такая форма к нам пришла из США, где клубы по интересам пользуются определенной популярностью, и люди получают возможность быть услышанными. Иногда (а может и часто) на таких группах руководители вставляют к месту разные библейские цитаты, и таким образом группа приобретает как бы библейскую форму.
Проблема таких групп в том, что центром ее проведения является человек, его жизнь и его проблемы. В социальном плане, это неплохая цель, но Бог ждет от нас большего. Возможно кто-то и пытается библейски обосновать такую форму проведения домашних групп, но в любом случае такое обоснование будет сильно притянуто за уши, и вырываться из общего контекста. И я бы сказал так: более ценно в глазах Бога, если на группе не будет оживленной дискуссии (или вообще никакой дискуссии), но будет провозглашена драгоценная Истина; чем живая открытая дискуссия без познания Бога, преклонения перед ним и подчинения Его Слову.
Отдохни у камина.
Завертевшись в жизненной суете, людям иногда хочется убежать от всего этого, скрыться, и отдохнуть в ненавязчивой обстановке. И некоторые служители принимают решение, что группа — то самое место, где можно расслабиться за кружкой чая и поговорить по душам. Ну и конечно же помолиться, мы же христиане в конце-то концов.
Отдохнуть — нужное дело, Бог призывает нас, чтобы мы находили время для отдыха, да и общение тоже важно. Но должно ли это быть целью церковных собраний (а ведь часть церкви — это тоже церковь)? Конечно нет. Ведь это ясно показывает, что силу для своей жизни такие христиане черпают не в Боге и не в Его слове.
Урок истории: так где же все-таки находится Ноев ковчег?
Еще одна распространенная модель проведения малой группы, казалось бы довольно безобидная, но достаточно опасная, это малая группа на которой больше уделяется время доселе неизвестным библейским фактам, историческим событиям, изучению культурного и исторического фона, чем изучению основного содержания библейских текстов. Руководитель такой группы, как правило, считает себя хорошим знатоком Библии, изучившим ее вдоль и поперек, и поэтому сместивший свой фокус на что-то новое и интересное, вместо обыденных, хорошо известных с детства, а потому более не привлекающих своей новизной, библейских текстов.
Действительно, знать исторические события, которые окружали соавтора той или иной книги очень важно, но эта информация должна быть лишь помощницей для того, чтобы основной контекст книги стал нам более ясен.
Духовная группа.
Пообщавшись со служителями разных церквей, я увидел, что так или иначе, определенная роль на группах отводится изучению библейских текстов, или, как минимум, обсуждению воскресной проповеди. Но однажды я побывал на группе, на которой вообще не открывалось Писание. Основная часть времени была отведена под пение и молитву. Казалось бы, вот уже действительно верх духовности. Но это лишь вид духовности. Нет, вы не подумайте, я очень люблю петь, и реально вижу ценность молитвы, но когда от группы к группе не происходит познания Бога через основной для этого инструмент — Библию, то такая группа не сможет расти в подчинении Господу.
Я согласен с тем, что определенное познание Бога происходит через совместную молитву, когда центром молитвы действительно является Бог, возвеличивание Его святости, провозглашение ценности жертвы Христа, но насколько наши молитвы насыщены этим? То же самое можно спросить и о содержании песен, которые мы поем. Насколько они богоцентричны, и много ли в них библейской истины? Происходит ли через это пение и молитву преклонение сердца перед Творцом? Да и может ли эта молитва быть библейски содержательной, если ей не предшествовало наставление в истине?
Почему служители не ищут библейского основания для проведения групп?
Возможно есть и другие ошибочные формы проведения групп, но я описал самые распространенные.
Однажды я проводил семинар для руководителей малых групп из разных поместных церквей, и после этого семинара была возможность обсудить со служителями их взгляды и убеждения. Ниже приведу несколько распространенных причин, почему же служители не ищут библейского основания для проведения встреч по домам.
Малая группа рассматривается как альтернатива церковным собраниям.
Это проблема не какого-то конкретного служителя, а это недостаточное понимание роли и целей групп для всей церкви. От одного руководителя группы я услышал такую фразу: «людям высидеть проповедь на воскресном служении трудно, зачем их еще на группе грузить Библией». Как видите, это проблема всей поместной церкви, когда Слово Божье не ценится как таковое. Поэтому очень важно, чтобы с церковной кафедры авторитетно проповедовалось Слово, и воспитывалась любовь к нему. Подчинение служителей церкви авторитету Писания должно быть хорошим примером для всей церкви.
У служителя нет достаточной убежденности.
Бывает и так, что служитель не верит в свои силы. Причиной тому может быть обычная неготовность взять на себя ответственность. Ведь служение в домашней группе это:
— разъяснение Писания, и тут нужна подготовка и посвященность изучению Слова;
— пасторская забота, для которой нужно постоянно участвовать в формировании сердец членов группы.
Понимая такую ответственность, некоторые выбирают оставить группу на уровне клуба, где никто ни за кого не отвечает.
Неправильный взгляд на Библию
Эта проблема довольно распространена, и как правило она существует на уровне всей церкви. Библию начинают воспринимать просто как сборник правил для жизни (инструкцию). При таком отношении к Писанию обязательно сформируется человекоцентричный образ жизни: «у меня есть проблема, или у меня есть цель, и я использую Библию для того, чтобы решить эту проблему, или достичь желаемой цели». Конечно, Библия достаточно практична, и отвечает нас все жизненные вопросы, но написана она была Богом в первую очередь для того, чтобы явить Себя миру. С пониманием этого мы и должны брать в руки Писание; для того, чтобы через него, познавать Бога, Его славу, величие, реально осознавать ценность жертвы Христа и т.д.
Неверное основание для жизни.
Бывает и так, что служитель сам недостаточно верит в силу Евангелия, и поэтому более сосредоточен на каких-то программах вовлечения людей, чем в разъяснении Слова.
Такому служителю я бы посоветовал незамедлительно выделить время, для того чтобы пересмотреть свои взгляды к Писанию. Посмотреть на то, как Христос относился к Божьему Слову, как к нему относились апостолы. Какова была роль Писания в первой церкви.
Нет понимания роли служителя.
В принципе, когда в любой сфере церковного служения нет ясного понимания задач, которые стоят перед служителями, то мало вероятно, что библейские цели будут достигаемы. Поэтому апостол Павел значимую часть своих посланий выделял под разъяснение ролей и задач служителей в церкви (Рим 12:6-13, Тит 1:7-9, 2Тим.4:2, 1Фесс.5:14, 1Тим.4:13-16, Кол.1:28 и т.д.)
Так какое же всё-таки основание для подготовки и проведения малых групп?
Возможно предыдущие абзацы показались вам довольно негативными, но я хочу чтобы вы понимали, почему я так критично настроен в отношении к неверному взгляду на малые группы. Когда я сталкиваюсь с очередным служителем, который в течении нескольких лет проводит встречи в домашней группе, и при этом совершенно не дорожит Писанием, мне хочется взять его за плечи, хорошенько встряхнуть, и сказать: «Брат, посмотри насколько драгоценно Евангелие! Как много там силы! Посмотри насколько славен Бог, как велика жертва Христа, и насколько высоко призвание Церкви!». Это ужасно, когда великое не признается великим, а драгоценное не ценится!
Вопреки бытующему заблуждению о том, что касательно малых групп Библия ничему не учит, или учит недостаточно много и недостаточно ясно, я скажу, что в Библии содержится более чем достаточное количество повелений Бога, которые бы касались специфики проведения малых групп.
Итак, говоря о библейском основании для проведения домашних групп, я бы выделил два тезиса, от которых и стоит отталкиваться в дальнейшем.
1. Малая группа состоит из христиан.
Так, как подавляющее большинство людей в наших группах — это христиане, то касательно них справедливо всё, что говорит Слово о целях христианской жизни. Вот почему так важно библейское основание. Мы, как дети Божьи, теперь просто не имеем права жить так, как нам хочется, или как нам кажется правильным. Теперь для нас авторитетно мнение Бога, и мы должны познавать его (мнение) через Библию. Как христиане мы должны освящаться (Откр.22:11), служить Богу и друг другу (1Пет.4:10), расти в познании Христа (2Пет.3:18, Еф.4:11-13) и становиться похожими на Него (1Кор.4:16), усердно изучать Писание (Деян.17:11) через которое мы видим Бога, и так далее.
То есть, важно понимать, что собрание домашней группы, это не возможность как-то отвлечься от христианской жизни или целей, который перед нами ставит Бог (а не мы сами), а это как раз то самое место, где должно происходить посвящение себя Богу, освящение, и прославление Христа (словом и жизнью).
2. Домашняя группа — это церковь.
Да, именно. Домашняя группа это не альтернатива церкви, а неотъемлемая ее часть. Если посмотреть на пример первой церкви, то мы увидим, что их собрания проходили «всенародно и по домам» (ср. Деян.20:20, Деян.5:42, Деян.2:46). И, заметьте, там и там центром христианского общения был не человек с его проблемами и интересами, а Иисус Христос и Его учение. Поэтому, то, что Писание говорит о церкви справедливо касательно и собраний домашних групп. Для жизни церкви невероятно ценно и то и другое — и совместные собрания, и собрания по домам.
Велика и благословенна ответственнность служителя малой группы. Проповедовать о Христе, являть Его славу, что может быть еще лучше? Служители, покоряйтесь Христу, живите Им, черпайте силу из Его слова!
Спасибо, Пётр, вы очень правы!
Служителям и лидерам, просто необходимо пребывать в Слове Божьем!
Обильных , вам, благословений Божьих!