Реально вижу одну проблему в современной церкви. Проблема эта в нежелании размышлять над Писанием, понять изначальный смысл текста, проследить мысль автора, прислушиваясь к аргументам. Более привлекательным кажется безосновательное таинственное толкование, которое почему-то называют водительством Духа, и которое основывается не на попытках понять текст, а на желании отождествить свои собственные мысли с Божьей Волей. Сколько бы времени я не проводил в наставлении других в истинности и авторитетности Писания, я постоянно сталкиваюсь с пытающимся выжить утверждением «… ну а мне так кажется». Современная Церковь нуждается в посвященных библеистах. Без ясного понимания Божьего Слова и без подчинения ему Церковь будет слабой и безжизненной.
Об этом сегодня начал читать хорошую книгу Джеймса Мореленда «Всем разумением твоим». Делюсь несколькими абзацами из нее.
Природа Библии такова, что для её понимания необходимо серьёзное её исследование. Конечно же, Писание содержит легко воспринимаемые отрывки, которые довольно просты и понятны. Но некоторые его места очень трудны с интеллектуальной точки зрения. Кстати, Пётр сказал однажды, что некоторые из Писаний Павла представляют трудность для восприятия и что несведущий человек может их легко извратить (2 Петра 3:16). Всякий, кто пытался постичь богословские глубины посланий к Римлянам или Ефесянам, согласится с этим утверждением. Чем больше человек развивает своё мышление и понимание герменевтики (науки толкования Писаний), тем лучше он сможет понимать смысл и значимость Писаний.
К сожалению, сегодня многие, очевидно, полагают, что тяжкий интеллектуальный труд необязателен для того, чтобы постичь Божье широкое откровение, данное нам.
Они считают, что Святой Дух просто сделает для них понятным значение текста, если Его об этом попросить. Как это ни трагично, такая позиция представляет собой неверное понимание роли Святого Духа в постижении Писаний. На мой взгляд, Дух не помогает верующему понять смысл Писания. Скорее, Он обращается к душе верующего, обличая и утешая его, открывая конкретное применение Его истины при помощи порывов и побуждений. Как правило, в защиту представлений о том, что Святой Дух помогает нам понять значение текста Писания, используется три отрывка: 1 Коринфянам 2:14-15; Иоанна 14:26 и 1 Иоанна 2:27. Давайте распакуем эти библейские узлы.
1 Коринфянам 2:14-15 звучит так:
Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.
Контекст данного отрывка – это обсуждение распрей в коринфской церкви, того, как Павел пришёл к коринфянам, и духовного состояния, в котором он их нашёл. Для толкования данного стиха есть три ключа. Во-первых: слово «принимает» — это «декомаи». Более часто в греческом языке использовалось слово с похожим значением «ламбано», и оно просто значит «принимать». «Декомаи» иногда может иметь несколько иной оттенок значения: «принимать с готовностью». Оно используется во 2 Коринфянам 8:17, когда речь идёт о принятии Титом приглашения Павла посетить Коринф. Данный термин абсолютно не значит, что Тит должен интеллектуально принять или постичь приглашение Павла. Он означает готовность и открытость, с которой Тит его принимает. Таким образом, в нашем отрывке человек плотский – неверующий – не принимает с готовностью того, что от Духа Божия.
Что же имеется в виду в 1 Коринфянам 2:14, когда говорится «того, что от Духа Божия»? Чего не желают принять неверующие? Контекст подсказывает, что Павел имеет в виду слова и смысл Святого Писания. Павел заботится о сохранении единства в коринфской церкви, и он делает это, защищая божественную авторитетность апостольского послания, включая свои собственные «слова мудрости», обращённые к зрелым верующим. В 1 Коринфянам 2:10 Павел заверяет своих читателей, что слова мудрости, данные апостолам, были явлены им Духом Божиим. Более того, в 13 стихе Павел говорит, что Дух Божий взял мысли и представления, которые Он явил апостолам, и объединил их с нужными словами, необходимыми для того, чтобы передать эти мысли! Именно этим богодухновенным словам Писания и противится человек неверующий.
Во-вторых, слово «разуметь» в греческом тексте передаётся термином «гиноско», и его значение – «различать добро и зло» или «знать на личном опыте». Оно не означает просто постичь что-то когнитивно. Именно в таком практическом смысле Библия использует слово «познать», когда говорит о том, как мужчина «познаёт» свою жену в сексуальной близости. В-третьих, термин «судить» — это «анакрино», и он означает «давать духовную оценку чему-то или тщательно анализировать (просеивать)». Он используется в Деяниях 17:11, когда речь идёт о верийцах, которые стремились определить, насколько хорошим и приемлемым было то понимание Ветхого Завета, которое предлагал Павел. Обратите внимание, верийцам необходимо было иметь теоретическое понимание учения Павла, прежде чем они смогли дать ему оценку. Объединяя эти три наблюдения, мы видим, что в 1 Коринфянам 2:14-15 говорится о том, что Дух помогает верующему быть открытым для Писания, подойти к нему опытным путём и определить, что оно является хорошим и приемлемым. Дух помогает нам применить на практике значение текста, но Он не учит нас когнитивному значению текста. Это он оставляет нам.
В Иоанна 14:26 говорится следующее: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлёт Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Этот отрывок не утверждает, что Святой Дух будет учить верующих значению Писания. Он обещает апостолам, что Дух будет вдохновлять их и поможет им вспомнить слова Иисуса. Контекст ясно даёт нам это понять. Несколько стихов (Иоанна 14:1, 25, 28-29; 16:16; 17:12-14, 26) показывают, что Иисус обращается именно к апостолам, а не к верующим вообще. Иоанна 17:20 – убедительное тому свидетельство: «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их». Здесь Иисус проводит различие между присутствующими учениками, к которым Он обращается («вас» в Иоанна 14:26 и «о них» в Иоанна 17:20), и верующими вообще («о верующих в Меня по слову их»).
В 1 Иоанна говорится, что «не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как само сие помазание учит вас всему, и оно истинно и непреложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Некоторые понимают это так, будто бы Святой Дух учит верующего истинам Писания и для того, чтобы понять Библию, нет необходимости в учителе, который наставлял бы верующих либо непосредственно, либо опосредованно — при помощи комментариев. Здравый смысл подсказывает нам, что такое толкование данного отрывка не может быть верным по двум причинам. Во-первых, если бы нам не был нужен учитель, то тогда нам не понадобился бы Иоанн, который учит нас этому! Мы и так знали бы это при помощи «помазания»! Во-вторых, расклад всего Нового Завета показывает, что Бог дал Своим людям даровитых учителей, которые должны с усердием заниматься учительским трудом (к примеру, Ефесянам 4:11).
Говоря более конкретно, Иоанн говорит о ситуации, в которой учителя, подобные гностикам, заявляли, что имеют особые, тайные библейские познания, своего рода особую, просвещённую мудрость, хранителями которой они являются. Точно так же сегодня некоторые люди взывают к Святому Духу, чтобы Он подтвердил их вариант толкования Библии! Иоанн говорит, что, поскольку верующие были крещены (помазаны) Духом в Тело Христово, им не нужно какое-то дополнительное, особое, тайное знание, которое давалось бы определённым учителям. Иоанн не говорит здесь о том, что учителя не нужны вовсе.
Не хочу уделять слишком много внимания этой мысли о Духе и толковании Библии, однако важно, чтобы вы поняли, для чего я всё это говорил. Когда в мои двери стучатся представители каких бы то ни было культов, я часто требую от них, чтобы они не вырывали библейские стихи из контекста. В доказательство своей позиции я прошу их передать исторический фон, главную тему и основную структуру хотя бы одной из шестидесяти шести книг Библии. Было бы несправедливым требовать этого в отношении всех шестидесяти шести, но если у человека сформировалась привычка изучать Писание, не забывая о контексте, то за долгие годы изучения этот человек должен был приобрести подобный навык, и с каждым годом это умение должно возрастать. Однако ещё ни разу никто из последователей культа не смог этого сделать.
А вы смогли бы? Если ответ: «нет», то вы должны спросить себя, верен ли ваш подход к изучению Библии. Боюсь, что наше ошибочное восприятие роли Святого Духа в понимании Писания мешает нам собрать домашнюю библиотечку справочных материалов и использовать их. Как вновь и вновь показывают социологические опросы населения, результатом нашего утрированного ударения на Духа и нашей интеллектуальной лености стало то, что современные христиане в своём большинстве неграмотны и невежественны в том, что касается содержания их собственной религии, и вследствие этого чувствуют себя некомпетентными. Нам нужны поместные церкви, которые посвятили бы себя задаче обучения верующих богословскому и библейскому мышлению. Мы должны воспитать умных христиан; то есть, таких христиан, которые обладают достаточной интеллектуальной подготовкой, позволяющей им ясно видеть разные проблемные вопросы, чётко проводить важные различия и должным образом взвешивать различные факторы. Если мы не собираемся этого планировать на будущее, то получается, что мы в конечном итоге говорим, будто бы глубокое понимание Писания, символов веры и христианского богословия не играет существенной роли.
А где же взять чудо книгу эту?
@Роман,
на русском языке ее еще не напечатали.
На английском есть на Амазоне:
http://www.amazon.com/dp/1576830160?tag=kingdomtri-20