Настоящая духовность (конспект проповеди). Цикл проповедей «Настоящая духовность».

Сегодня буду говорить о духовности. Я не претендую на полную картину этого понятия, но взяв за основу один текст мы постараемся сделать для себя сделать ряд выводов.

Что мы понимаем под духовностью?
Как мы оцениваем свою духовность и духовность других людей?
Кого мы считаем духовными?
В чем заключается настоящая духовность?

Кто-то считает, что настоящая духовность заключается в
— в особых знаниях;
— в большом опыте;
— в особенности или уникальности служения;
— в многообразии и верность традиций.

Неверующие люди, которых нельзя назвать духовными

— могут быть очень умными и образованными, иметь богатые знания;
— могут иметь большой жизненный опыт и мудрость;
— могут иметь особое призвание и совершать поступки, которые могут даже записать их имена на страницах учебников по истории;
— зачастую имеют каждый свои традиции, и стараются чтить их и верно исполнять.

Достаточно часто за духовность могут принять:
— религиозность;
— нравственность;

Но давайте подумаем, ведь неверующие люди могут быть
— достаточно религиозными;
— весьма нравственными.

Когда мы пытаемся дать оценку своей или чьей-либо духовности, каким инструментом мы при этом пользуемся, что выступает мерилом?

Пару слов о том, кому написано послание:

— людям, которые считали себя достаточно праведными;
— людям, которые высоко оценивали свой духовный уровень и стаж;
— людям, которые считали, что имеют право быть примером для других и даже исправлять других.

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу.
14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
(Гал.5:13-26)

Давайте остановимся на отдельных текстах.

13 ст. К свободе призваны вы.
Что это за свобода, можем ли мы возвести это понятие в абсолют и применить к любой сфере нашей жизни?
— это не свобода от законов физики:
— это не свобода от уплаты налогов;
— это не свобода спокойно грешить;
— это не свобода от исполнения законов государства.

Используя этот текст, мы должны ясно понимать в каком контексте он был написан, и на какую именно свободу он указывает.
Это свобода от закона, или точнее говоря от проклятия закона.
В предыдущих проповедях я достаточно много и достаточно подробно говорил об этом.


15 ст. Друг друга угрызаете и съедаете

14 Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.
15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

Павел указывает на то, что делая попытки достигать определенных духовных и нравственных целей, Галаты напротив все дальше и дальше от этих целей отодвигаются.
Они стараются быть ревностными исполнителями закона, живя жизнью нелюбви становятся его преступниками.
Хотя формально они стараются исполнить закон, ставя перед собой определенные религиозные цели, при этом между христианами формируются отношения δάκνετε (дАкнэтэ) και (кАй) κατεσθίετε, (катэстхИэтэ). При помощи литературного приема, использования синонимов, с усилением акцента, и рифмованным слогом Павел стремится очень ясно выделить наличие серьезной проблемы в отношениях.
При этом Павел не рассматривает причины возникновения конфликта между верующими, он не разбирается кто прав и кто виноват, и есть ли вообще виноватая сторона, он осуждает такое отношение друг ко другу, и предупреждает, что это может привести к истреблению или уничтожению друг друга. Причем Павел не уточняет какое именно уничтожение может ждать верующих — духовное или физическое. Но слово, которое он использует в данном случае в Новом Завете помимо этого места используется всего-лишь раз и указывает на физическое уничтожение человека.
Апостол Павел делает тоже самое, что и Христос, он стирает грань между грехом унижения другого человека или пренебрежения им и убийством этого человека.

21 Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
22 А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Матф.5:21,22)

Важно заметить, что стремясь таким образом исполнить закон, они в корне нарушают его, не исполнив закон любви.

15 Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.
16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,
17 ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.
18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.


16 ст. Начинается с повеления «Я говорю». Поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделение плоти

несколько наблюдений:
1. пишет верующим;
2. верующие живут во плоти;
3. у плоти есть греховные вожделения (желания, влечение) (причем плоть не просто тело — это и чувства, это и ум, это и воля, т. к. ранее он обращал внимание на греховные взаимоотношения), с которыми эти верующие не могут справиться;
4. для победы над этими вожделениями предложено одно верное средство: «поступайте по духу».

Но выражение поступать по духу достаточно расплывчато.

Что значит поступать по духу?
— может быть как-то духовно чувствительными?
— может поступать так как подсказывает внутренний голос?
— может поступать по духу это поступать в соответствии с совестью?
— может это просто делать добрые дела?

Современный перевод:

живите по Духу

New International Version:
live by the Spirit

Украинский перевод Турконяка:
робіть усе згідно з духом

King James Version:
Walk in the Spirit

Перевод Огиенко: — самый удачный
ходiть за духом

Почему самый удачный?
— будет видно дальше из контекста
— видно из 18-го стиха

Если же вы духом водитесь (пассивный залог).

Тут идет речь о наличии повадыря. Он ведет нас. Мы ведомы.
Это очень важно понимать. В противостоянии с желаниями плоти, которые в нас, мы должны находить поддержку из вне.

О каком духе тут идет речь о человеческом или Духе Святом?
Из текста ниже я постараюсь вам показать, что тут речь идет о Духе Святом, хотя в тексте слово Дух написанно с маленькой буквы. На этом этапе я прошу принять вас это утверждение как аксиому, чтобы не идти по тексту в обратном порядке, но чуть позже я обязательно постараюсь показать вам, почему считаю, чтот тут идет речь именно о Святом Духе.

Есть мы и наша плоть. Есть Дух, который ведет нас и помогает одерживать победы с плотью.
Сила для победы с плотью не внутри нас самих!

Для того, чтобы побеждать плоть, для того, чтобы обретать духовность. Мы должны:
— поступать по духу (в соответствии с духом — непрерывное дейтсиве);
— быть водимым или направляемым духом (послушание учение).

26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:26)

Помощником в наших трудностях выступает Дух Святой. Он задает стандарты жизни, он же и ведет нас за Собой.

Важно заметить, что тут не идет речь о том, что мы можем использовать Духа тогда когда нам это необходимо, как по экстренному вызову. Появилась у нас проблема — завем Духа на помощь! Нет. Тут стандарт поведения не реакционный, а фундаментальный. Мы не просто завем на помощь тогда, когда нам надо, а мы формируем всю жизнь в соостветствии с Духом Святым, а когда приходят испытания, мы становимся способными через них пройти. Обратите внимание еще раз на эти тексты, и мы проследуем дальше.

16 Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти,

18 Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.
19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание.
(Гал.5:16-23)

Итак первое на чем стоит остановиться — это вопрос о каком духе идет речь?
О духе человеческом или Духе Святом?
Ранее я говорил, что считаю, что тут идет речь о Духе Святом.

Как в синодальном переводе, так и в популярных украиноязычных переводах слово Дух стоит с маленькой буквы, в то же время современные русскоязычные переводы, как и самые популярные англоязычные переводы пишут слово Дух с большой буквы.

Греческий текст, на котором написан Новый Завет не имел таких особенностей письма. До нас сохранились древние копии Нового Завета написанные унциальным письмом, это такой способ записи, когда текст записан только заглавными буквами. Поздние копии записаны минускльным письмом, когда весь текст записан только маленькими (строчными) буквами. Проще говоря в оригинальных текстах нет разницы между большими и маленькими буквами, и когда мы в новом завете видим большую букву в середине предложения, мы должны понимать, что это выбор переводчика.

Почему я делаю выбор в сторону Духа Святого?

1. Общий контекст послания. Павел многократно обращает внимание Галат на их тщетные попытки стать лучше. Сами они не способны, хотя и являются духовно живыми существами, и им необходима помощь из вне.

2. Ближайший контекст.

Перечисленные плоды духа являются характеристиками Духа Святого.

Дух любви
7 ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.
(2Тим.1:7)

Дух радости
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
(1Фесс.1:6)
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)

Дух мира
17 Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
(Рим.14:17)
13 Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою.
(Рим.15:13)

Итак, наблюдения.

1. Способность жить духовной жизнью дает Дух Святой (производит в нашем духе) в процессе следования за ним.
2. перечисленные плоды имеют две стороны (две плоскости):
— сторона поступков;
— сторона чувств (радость, мир, долготерпение, кротость);

Верующий человек живя следованием за Духом, учась у Духа становится способным как верно поступать так и воспроизводить праведные чувства.

Общие выводы из проповеди:

1. верующие люди будут постоянно сталкиваться с трудностями, которые генерируются плотью;
2. есть только одна возможность побеждать плоть — это следование за Духом;
3. следование должно быть не реакционным, а фундаментальным;
4. следование за Духом будет выражаться в двух практических плоскостях: поступках и чувствах.

Итак, духовность или духовная жизнь, это жизнь христианина, способная совершать как праведные поступки так и воспроизводить праведные чувства.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.