Урок для группы. Введение в Евангелие от Луки. Лк.1:1-4

1 Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
2 как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
3 то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
4 чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен.
(Лук.1:1-4)

 

Сегодня мы ответим на несколько вопросов:
1. Были ли до евангелия от Луки написаны другие Евангелия? Можно ли использовать этот текст в поддержку теории «двух источников»?
2. Что мы можем сказать о том, был ли Лука очевидцем описываемых им событий?
3. Каким образом Дух Святой использовал Луку для записи откровения?
4. Какова цель Евангелия? Сила Евангелия для неверующих и христиан.

 

 

1. Были ли до евангелия от Луки написаны другие Евангелия? Можно ли использовать этот текст в поддержку теории «двух источников»?

Я придерживаюсь того мнения, что в первом стихе этого отрывка, указывая на факт «составления многих повествований», евангелист Лука не говорит об остальных канонических Евангелиях. Этот вывод я строю на основании некоторых деталей, на которые указывает сам Лука.

 

Первая деталь: Лука говорит о «многих» повествованиях, а не о двух-трех.

Мы не можем ни подтвердить ни опровергнуть факт того, были ли другие Евангелия написаны до или после Евангелия от Луки. С большой долей вероятности мы можем сказать о том, что Евангелие от Иоанна было написано после Евангелия от Луки. Что же касается Евангелий от Марка и Матфея, то даже если они и были написаны до Евангелия от Луки, то мало вероятно, что под словом «многие» (πολλοι) Лука имел в виду этих двух авторов.
В других новозаветных текстах используемое здесь слово «многие» означает буквально большое количество, множество или значительность.

Например:

«… глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий (πολλοι); Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет»
(Матф.2:18)

«Увидев же Иоанн многих (πολλοι) фарисеев и саддукеев, идущих к нему креститься, сказал им: порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева?»
(Матф.3:7)

«И следовало за Ним множество (πολλοι) народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана»
(Матф.4:25)

«Многие (πολλοι) скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?»
(Матф.7:22)

Это прилагательное встречается в Новом Завете более трёхсот раз, и ни разу не используется для описания небольших групп предметов или людей, но всегда подчёркивается множество или большое количество. Поэтому достаточно очевидно, что Лука не говорит о двух других Евангелиях в первом стихе, или же говорит не только о них.
Этого же мнения придерживается и комментатор Уильям МакДональд:

«Мы не знаем, кто эти авторы. Среди них могли быть Матфей и Марк, однако многие другие, очевидно, не были вдохновлены на это свыше»

А Кейли пишет:

«Ясно, что он ссылается не на Матфея или Марка, но на рассказы, которые тогда передавались друг другу среди христиан»

Справедливости ради стоит отметить, что не все комментаторы придерживаются такого же мнения. Но как правило с ним не соглашаются именно те, которые убеждены в теории двух (или более) источников (или, как минимум, в том, что Евангелие от Марка стало материалом для книг Матфея и Луки).

 

Вторая деталь: Лука говорит лишь о попытках людей описать события, но не утверждает наличие законченных трудов.

Синодальный перевод гласит: «Как уже многие начали составлять повествования». Очевидно, что здесь не идёт речь о том что Лука располагал готовыми Евангелиями. Он указывает на то, что «многие начали составлять».

Прежде чем обратиться к оригинальному тексту, приведу цитаты первого стиха из других переводов, которые мы можем свободно читать.

Украинский перевод Огиенко:
«Через те, що багато-хто брались складати оповість про справи, які стались між нами …»

Украинский перевод Турконяка:
«Оскільки багато хто брався за складання розповіді про речі, що сталися в нас…»

Перевод еп. Кассиана:
«Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях…»

Современный перевод:
«Многие уже пытались описать события, происшедшие среди нас…»

New Inernational Version:

«Many have undertaken to draw up an account of the things that have been fulfilled among us…»

Как видно из разных переводов, Лука указал лишь на попытки различных людей описать события.

Что же касается греческого текста, то в оригинале используется глагол επεχείρησαν, который в разных местах переводится как «пытаться» или «приложить руку»:

«Говорил также и состязался с Еллинистами; а они покушались (επεχείρησαν) убить его».
(Деян.9:29)

Это же слово используется в описания истории, когда некоторые колдуны пытались изгонять бесов именем Иисуса Христа:

«Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали (επεχείρησαν) употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует».
(Деян.19:13)

но это были лишь попытки, а не совершённое действие:

«Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто?»
(Деян.19:15)

Как мы видим, это слово говорит о начале некоторого действия, но не используется для утверждения о его окончании или законченности. Если бы шла речь о законченном действии, то скорее всего использовалось бы другое греческое слово — εποίησεν.

 

Третья деталь: послание Луки другого качественного уровня, в сравнении с другими повествованиями.

Проанализировав имеющиеся источники Лука принимает решение произвести собственное исследование, которое бы отличалось особым качеством. Под водительством Духа Святого, и вкладывая своё трудолюбие Лука пишет последовательный труд, который в отличие от упомянутых им других повествований обладает исключительным качеством — богодухновенностью. Богодухновенность гарантировала не только качество книги, но и её сохранность.
Из стихов 1-3 складывается впечатление, что Лука не удовлетворён качеством имеющихся повествований, и именно это побудило его написать собственное. Более того, кажется, что он пишет своё Евангелие не на основании этих текстов, а противопоставляет своё евангелие им.

Джон Мак-Артур в комментариях на евангелие от Луки пишет следующее:

«Хотя Лука черпал сведения не из личных наблюдений, а из других источников, он считал надёжность и авторитетность своего Евангелия более высокими, чем авторитетность небогодухновенных источников».

Учитывая проведённые наблюдения, теория о том, что Лука списывал части своего послания с Евангелия от Марка, кажется неубедительной и надуманной. Ведь исходя из самого текста первых стихов послания, мы не сможем прийти к такому выводу.

 

 

2. Что мы можем сказать о том, был ли Лука очевидцем описываемых им событий?

О Луке мы знаем немного, но некоторые детали, всё же, нам известны:

  • был язычником (в Кол.4:11,14 Лука стоит отдельно от сотрудников «из обрезанных»);
  • он сам не указывает на наличие личного свидетельства жизни Христа (Лк.1:1-3).

О том был ли Лука знаком с Христом лично ничего не говорят и ранние отцы Церкви.
Но уже где-то в середине 4-го века Епифаний Кипрский причисляет Луку к 70-ти ученикам Христа, которых Господь во время своего земного служения посылал с проповедью. Имеющиеся у нас небольшие внутрибиблейские сведения о Луке — не позволяют доверять такому мнению. Если бы евангелист Лука был свидетелем земной жизни Иисуса Христа, то он непременно бы упомянул об этом в начале своей первой книги.

 

 

3. Каким образом Дух Святой использовал Луку для записи откровения?

Существуют разные теории о том, как Бог давал откровения соавторам библейских текстов. Некоторые считают, что чтобы избежать человеческих ошибок в тексте, надо было выключить человеческое сознание, и только таким образом текст приобрел бы божественное авторство. Такой взгляд называется «теорией диктанта». Согласно этой теории Бог просто надиктовывал тексты людям (евангелистам, апостолам, пророкам), а они, в свою очередь, бездумно их записывали. Но исходя из первых стихов евангелия от Луки мы видим несостоятельность этой теории. Бог использовал не только сознание Луки, но более того, качество евангелия напрямую зависело от трудолюбия и посвящённости автора.

Пресвитерианин Джеймс Стюарт пишет:

«Лука совершенно ясно указывает на то, что вдохновленные Богом писатели не были чудесным образом свободны от необходимости тщательного исторического исследования… Вдохновение состояло не в том, что Бог магическим образом выходил за пределы человеческого разума и способностей; оно состояло в подчинённости Божьей воле через посвящение Ему человеческого разума и способностей. Оно не выходило за пределы собственно личности писателя священных текстов и не делало из него Божью машину; оно укрепляло его личность и делало человека живым свидетелем Бога»

То, что Бог не отключал сознание авторов библейских текстов не лишило их божественного авторитета. Так например высокий авторитет евангелия от Луки признает Павел, ставя книгу, написанную Лукой в один ряд с ветхозаветными книгами:

«Ибо Писание говорит: не заграждай рта у вола молотящего; и: трудящийся достоин награды своей»
(1Тим.5:18)

В этом тексте, Павел цитирует книгу Второзаконие и Евангелие от Луки, называя и то и другое авторитетным словом «Писание».

Бог использовал человеческие возможности: знание, сознание, трудолюбие, для того, чтобы записать библейский текст. При этом текст был наделён божественным авторитетом.

В настоящее время Бог работает примерно таким образом в жизни верующих, за исключением того, что не пишет богодухновенное откровение. Он призывает к тому, чтобы мы делали его служение качественно, вкладывая весь разум и все силы. Но некоторые христиане рассуждают следующим образом: «…если Богу угодно сделать что-то качественно, то Он обязательно это сделает, и это не зависит от моего усердия». Это утверждение не имеет ничего общего с действительностью. Результат нашего служения напрямую зависит от того насколько серьёзно мы к нему подходим! Мы не имеем права прикрывать собственную лень Божьей суверенностью! Мы должны быть последовательны и тщательны в служении и жизни, как и Лука в работе над своим евангелием.

 

 

4. Какова цель Евангелия? Сила Евангелия для неверующих и христиан.

Существует ошибочное заблуждение о том, что Евангелие по-настоящему действенным может быть только для неверующих людей. Что его целевое назначение — это лишь привести человека ко Христу.
Был ли получатель евангелия Феофил верующим или нет — мы не знаем. Но Лука говорит однозначно, что Феофил еще до появления евангелия был наставлен в учении. А евангелие предназначается для того, чтобы получить ещё более твёрдое основание в этом учении, утвердиться.
На такую же действенность Евангелия в жизни верующих людей указывает и другой евангелист — Иоанн:

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
(Иоан.20:30,31)

Иоанн говорит, что его евангелие действенно в следующих сферах:
1. в вопросе приобретения веры (покаянии);
2. в вопросе жизни по вере (освящении).

В начале своего второго послания апостол Пётр кратко излагает суть евангелия, после чего говорит следующее:

12 Для того я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине.
13 Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием,
14 зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне.
15 Буду же стараться, чтобы вы и после моего отшествия всегда приводили это на память.
(2Пет.1:12-15)

Петр, также как и Лука с Иоанном говорит о том, что верующим людям, покорённым Христом необходимо евангелие для того, чтобы «делать твёрдым … звание и избрание».
Евангелие невероятно действенно в жизни верующих людей! Через Евангелие христиане всё больше познают безграничное величие Бога, входя во всё большую зависимость от Него.
Евангелие является «твёрдым основанием» для Церкви! Без Евангелия Церковь перестает быть прочным строением.
Ценность креста Христова становится всё более очевидной в процессе углубления христианином знаний о Божьей святости и собственной греховности. И для этого углубления нет лучшего инструмента, чем Евангелие.

 

 


Некоторые общие выводы из текста:

  • Евангелия, в т.ч. и Евангелие от Луки являются не просто улучшенной компоновкой других текстов, а серьёзным трудом совершённым под водительством Святого Духа;
  • водительство Духом Святым не подразумевает бездумное исполнение команд или человеческую бездеятельность, напротив — это глубокое посвящение человеческих разума, воли и силы Божьим повелениям;
  • передача Евангелия — ответственный труд, который не должен совершаться абы как;
  • Евангелие имеет невероятную действенность в возрождении неверующих и в освящении верующих.

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.